Материал раздела Основной

«2021 год привел к деградации отрасли»: итоги года для ресторанного рынка

Уходящий год не был для общепита таким сложным, как 2020-й. Но проблемы рынка превратились в долговременные: киоски с шаурмой теснят рестораны, кадровый голод становится все острее, а доставка так и не научилась себя окупать
Фото: Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК

Прошлый год стал серьезным испытанием для рынка общественного питания. По данным отчета «Прогноз рынка общественного питания 2021–2022», подготовленного «РБК Исследования рынков», его объем в России в 2020 году упал на 22,6%, до 1,44 трлн руб. С марта 2021 года началось постепенное улучшение, но вторая половина года оказалась нестабильной. Летом была введена система QR-кодов в Москве и Московской области и ограничена работа ресторанов и кафе в ночное время. По данным замглавы Минпромторга России Виктора Евтухова, падение выручки в ресторанах без летних веранд за время действия этой системы составило 60–85%. Позже QR-коды ввели в других регионах. В конце октября — начале ноября 2021-го в России был объявлен новый локдаун, во время которого общепит мог работать только на доставку и самовывоз.

Структура рынка изменилась: к новым условиям оказались лучше адаптированы сетевые рестораны, особенно фастфуд, кофейни, бары и кафе-кондитерские. Число таких точек с сентября 2020-го по сентябрь 2021 года увеличилось более чем на 700. Сказались демократичность и хорошая приспособленность к доставке и работе навынос. По оценкам «РБК Исследования рынков», по итогам 2021 года оборот отрасли вырастет на 18,4%, до 1,7 трлн руб. РБК попросил игроков подвести итоги года.