РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Продавай, но проверяй: если ваш клиент — политически значимое лицо

Проверка клиентов-физлиц на причастность к категории публичных должностных лиц — обязательное требование закона 115-ФЗ. Что это означает на практике и почему касается почти любого бизнеса, поясняет Светлана Кирланова («Контур.Призма»)
Фото: Yaroslava Borz / Pexels
Фото: Yaroslava Borz / Pexels

Рассмотрим два примера. Первый — два человека обратились в агентство недвижимости, чтобы оформить сделку по купле-продаже квартиры. Стоимость недвижимости была в разы ниже рыночной, а покупатель оказался публичным должностным лицом. Пример второй — в ювелирный магазин пришел покупатель за золотыми часами стоимостью 1,5 млн руб. В результате проверки выяснилось, что он является публичным должностным лицом. В обоих случаях закон требует определенных действий от продавца. Давайте разберемся в этом.

Риски работы с политически значимыми лицами

Есть категория клиентов, на которых всем комплаенс-специалистам нужно обращать повышенное внимание. Это физические лица, имеющие отношение к управлению государственными структурами. В мировой практике используют разные понятия для определения категорий таких клиентов. Их называют:

  • politically exposed person (PEP);
  • иностранные публичные должностные лица (ИПДЛ);
  • международные публичные должностные лица (МПДЛ);
  • российские публичные должностные лица (РПДЛ).

Обязанность по выявлению ПДЛ относится к ключевым рекомендациям FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) в рамках программы по борьбе с коррупцией. Поэтому выявление публичных должностных лиц среди клиентов — общемировая практика.