РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Конкуренты скопировали продукт или бизнес-модель. Что делать

Братья Самверы заработали миллиарды евро на клонах успешных компаний, а Instagram* скопировала функционал Snapchat, когда запустила Stories. По словам Екатерины Тиллинг (Eversheds Sutherland), с подобной ситуацией может столкнуться любой бизнес

В современных условиях клонирование бизнеса в ИТ-сфере — явление очень распространенное. Совершенно другой вопрос — насколько такие действия нравственны и правомерны. Однако факт остается фактом: человеку гораздо проще скопировать чью-то идею, чем создать нечто новое. Подобный подход кажется совершенно несправедливым по отношению к оригинальному бизнесу, создатели которого инвестируют колоссальные средства и время в стартап. Однако у этого явления есть и плюсы для всей отрасли в целом. Например, оно подстегивает конкуренцию между участниками рынка и мотивирует их предлагать новые технические решения. Кроме того, клон зачастую оказывается гораздо эффективнее и жизнеспособнее оригинала, поскольку создатели учитывают ошибки компании-первопроходца.

Одним из самых известных кейсов бизнес-клонирования в сфере ИТ стал случай стартапов братьев Самверов. Они инвестировали в проекты StudiVZ, Frazr и MyVideo — аналоги Facebook (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ), Twitter и YouTube соответственно. Кроме того, Самверы основали онлайн-аукционный дом Alando (клон проекта eBay), а также компании Zalando (копия Zappos), Bamarang (аналог Fab), EasyTaxi (реплика Uber), Linio (аналог Amazon). Таким образом, братья создали эффективно конкурирующие на рынке клоны известных ИТ-компаний.

С появлением копии-конкурента у оригинальной организации остается два возможных пути: со временем поглотить его (быть поглощенным конкурентом) или же продолжать соперничать с ним. Одним из ярких примеров такого противостояния стала история компаний Instagram (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ) и Snapchat, когда первая решила ввести функцию Stories, копирующую основной функционал приложения Snapchat. Facebook (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ) попытался выкупить конкурирующую Snapchat, но безуспешно. С тех пор аудитория разделилась на два фронта, а компании активно борются за новых пользователей, предлагая новые технические решения.