Шесть причин внедрить в компании антикоррупционный комплаенс
Большая роль в предупреждении коррупции сейчас отводится бизнесу. Во всем мире в компаниях негосударственного сектора экономики постепенно внедряют антикоррупционный комплаенс. Процесс не оставил в стороне и российские компании. Во многом это связано с тем, что пока не дают результата те меры, которые государство и общество принимает, чтобы противодействовать обвинительному уклону в правоохранительной и судебной системах. Продолжается незаконное, необоснованное уголовное и иное преследование бизнеса со стороны представителей госорганов.
Антикоррупционный комплаенс — процесс управления, который позволяет определять применимые правовые нормы, выявлять и оценивать коррупционные риски, создавать локальные нормы организации с учетом этических принципов, а затем принимать меры, направленные на соблюдение организацией и взаимодействующими с ней лицами правовых норм, локальных норм организации и профилактику коррупционных рисков (Иванов Э.А. Антикоррупционный комплаенс — контроль в странах БРИКС. М.: Юриспруденция, 2015. С. 15).
Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции (ст. 13.3 федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). В этой норме законодатель также расписал перечень конкретных мер, которые помогут сформировать систему комплаенса в организации. Для этого также важно обратить внимание на Методические рекомендации Минтруда по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Однако антикоррупционный комплаенс не является обязательным. Поэтому необходимо определить причины, по которым компания может принять решение о том, что комплаенс необходимо внедрять
Первая причина. Профилактика
Руководители и владельцы компаний должны позаботиться о решении этических вопросов своей деятельности. Речь идет о личностных, ценностных установках, о том, что неприемлемо использовать коррупцию в своем бизнесе. Это важно, поскольку на данный момент существует проблема незаконного привлечения представителей бизнеса к уголовной ответственности. Несмотря на то что за последнее десятилетие в УК и УПК вносились изменения, призванные прекратить «кошмарить» бизнес, предпринимательский климат в России не улучшается. По этой причине важно принимать предупредительные меры в рамках антикоррупционного комплаенса, выявлять слабые позиции компании и проверять контрагентов.
Кроме того, нужно четко распределять обязанности внутри холдинга и формализовать взаимоотношения. Это позволит с меньшими потерями пройти нелегкий путь «заказного» уголовного преследования, если таковое случится.
Обоснование. В 2020 году бизнес-омбудсмен Борис Титов представил президенту доклад о результатах своей деятельности в сфере уголовного преследования предпринимателей. В нем он отметил, что такие действия правоохранительных органов разрушают бизнес почти в 85% случаев. Это происходит из-за того, что у компании арестовывают банковские счета, изымают документы, правоохранительные органы вступают в контакт с контрагентами.
Кроме того, бизнесменов заключают под стражу. При этом есть примеры, когда срок пребывания бизнесменов в СИЗО превышал два года, но при этом приговор по делу отсутствовал.
Борис Титов отметил, что в 2019 году значительную часть предпринимателей по-прежнему привлекают к уголовной ответственности по ст. 159 УК — «Мошенничество». На нее пришлось 55,5% всех обращений бизнеса по уголовному преследованию. При этом основные причины возбуждения уголовного дела — конфликт с другим бизнесменом или личный интерес сотрудников правоохранительных органов и иных органов власти. В результате недоверие к правоохранительным органам со стороны бизнеса возросло с 45 до 70,3%, а к судебным органам оценивается в 57,7%. Независимость и беспристрастность российского правосудия отрицают 73,8% опрошенных. Кроме того, об отсутствии защиты от необоснованного уголовного преследования заявили 93,7% предпринимателей.