Материал раздела Основной

Из-за чего компании судятся с Wildberries, Ozon и другими маркетплейсами

2021 год ознаменовался пиковым ростом судебных споров с участием маркетплейсов: с 1 января арбитражные суды рассмотрели 76 таких дел, тогда как в 2020 году — всего 35, а до этого их число не превышало 3–7 дел. РБК Pro представляет самые интересные кейсы

Маркетплейсы прекрасно научились купировать свои риски, связанные с интеллектуальной собственностью, а также с потребительским экстремизмом. Главное — правильно составить договор-оферту с продавцами и не затягивать с исправлением неизбежных ошибок.

В 2021 году из 76 дел подавляющее большинство (49) касаются нарушений участниками интернет-торговли интеллектуальных прав, остальные иски связаны с возвратом товаров потребителю. РБК Pro изучил судебную практику по этим делам и приводит наиболее показательные кейсы.

Кейс № 1. Интеллектуальная собственность

Чаще всего (37 исков) маркетплейсы выступают соответчиками по искам о защите интеллектуальных прав: правообладатели легко находят свои товары в продаже, делают контрольные закупки и предъявляют претензии к продавцам и к самой площадке. Однако маркетплейсы уже доказали в судах, что не имеют возможности требовать у каждого пользователя документы, но зато в договорах-офертах у них сказано, что продавец дает соответствующие заверения о наличии у него интеллектуальных прав на продаваемый бренд. В связи с этим требования к ним ограничиваются удалением «токсичных» аккаунтов, тогда как к самим продавцам предъявляются финансовые иски.

Например, британская корпорация ENTERTAINMENT ONE UK Ltd, владеющая правами на популярный мультсериал Peppa Pig, обнаружила, что на маркетплейсе Wildberries продаются без лицензии «произведения изобразительного искусства: «Папа Свин (Daddy Pig), поросенок Джордж (George Pig), Мама Свин (Mummy Pig), свинка Пеппа (Peppa Pig)».

Был заявлен иск к ООО «Кругозор», продавцу товаров, а также к ООО «Вайлдберриз» о взыскании с них солидарно 615 тыс. руб. компенсации (в размере двойной стоимости контрафактных продуктов). Однако вскоре после начала рассмотрения дела между истцом и маркетплейсом было заключено мировое соглашение, в соответствии с которым соответчик становился третьим лицом без каких-либо к нему санкций.

Максим Борисов, управляющий партнер Impravo

«Маркетплейс не имеет возможности отследить и проверить каждого продавца на обладание исключительными правами на продаваемые им товары. При этом правообладатели товарных знаков имеют установленное законом право подать иск о прекращении незаконного использования товарного знака и взыскании с маркетплейса и продавца солидарно компенсации: по ст. 1515 ГК РФ таковая может составить от 10 тыс. до 5 млн руб. Суды присуждают в среднем 400–700 тыс. руб.

Для минимизации потерь маркетплейсы теперь в договорах с продавцами вводят условия о гарантиях, что продавец является правообладателем. При получении претензии маркетплейс запрашивает у продавца подтверждающие документы, и, если их нет, следует бан продавца на площадке. Такой способ достаточно эффективен и позволяет отбиться от претензий правообладателя в суде».

В соответствии с этой практикой многие правообладатели и вовсе не включают маркетплейсы в число соответчиков.