Материал раздела Основной

Зачем ретейлерам компьютерное зрение — кейсы X5 Group, «Ленты», Walmart

Цифровизация Статьи Napoleon IT
Найти недовольного покупателя, предотвратить кражу продуктов, избежать затоваривания — вот неполный перечень задач, которые решает компьютерное зрение в ретейле. Эксперты Napoleon IT на примерах Walmart и Х5 Group рассказали, на что еще оно способно
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Компьютерное зрение — технология распознавания по фото или видео товаров, действий человека или событий, которая работает по принципу видеозахвата объектов перед камерой. Камера покадрово получает визуальные данные, передавая их нейросети. Она, в свою очередь, обрабатывает полученный датасет и распознает сходные паттерны данных.

В крупном ретейле компьютерное зрение используется в двух направлениях: in-store аналитика и аналитика действий покупателей.

In-store аналитика

Ценовой мониторинг

Изначально формирование цены на товарные позиции в крупном магазине складывается из нескольких десятков переменных: затраты на закупку, логистику, выплату налогов, а также маржа, эластичность спроса, стоимость аналогов в других торговых сетях и пр. Чтобы их отслеживать, можно использовать ценовой мониторинг. Это система, которая по фотографии распознает товары на полках, их объем и цены, а затем агрегирует их стоимость у разных ретейлеров. Фото стеллажей в магазинах-конкурентах делают специальные сотрудники — мониторщики.

Ценовой мониторинг может выступать и в качестве самостоятельного инструмента ценообразования, так как он позволяет сравнивать актуальные и исторические данные. Для этого алгоритм ежедневно обрабатывает миллионы фотографий и формирует такую цену на товары, которая окажется ниже, чем у ближайшего конкурента, но позволит компании сохранить приемлемую маржинальность. Аналогичным образом происходит мониторинг ассортимента у конкурентов.