Когда закончится ценовой беспредел на рынке морских грузоперевозок
Крупнейшим мировым операторам морских линий до пандемии удавалось получать лишь небольшую прибыль на фоне жесткой конкуренции. Ретейлеры могли безнаказанно бронировать места на контейнеровозах и отменять заказы. Судоходным компаниям приходилось снижать цены на фрахт, чтобы удержать постоянных клиентов. Однако коронавирус в корне изменил ситуацию в глобальных цепочках поставок. И тогда расстановка сил в морских грузоперевозках практически в мгновение ока развернулась на 180 градусов.
К середине прошлого года дефицит в морских грузоперевозках был настолько сильным, что ретейлеры начали конкурировать друг с другом за место для товаров на контейнеровозах. Судоходные компании быстро оценили новый рычаг влияния и подняли цены. К сентябрю этого года стоимость фрахта в 20 раз превышала показатели в начале пандемии. И сразу нашлись те, кто обвинил грузоперевозчиков в завышении цен.
Но сейчас доминирующее положение судоходных компаний наконец начинает ослабевать. По данным платформы фрахтования Freightos, стоимость морских грузоперевозок из Азии в Северную Америку стабилизировалась в сентябре, а теперь пошла вниз. В период с 5 по 12 ноября цены снизились на 21% — это сильнейшее недельное падение с начала пандемии.