Материал раздела Основной
Крупнейшим мировым операторам морских линий до пандемии удавалось получать лишь небольшую прибыль на фоне жесткой конкуренции. Ретейлеры могли безнаказанно бронировать места на контейнеровозах и отменять заказы. Судоходным компаниям приходилось снижать цены на фрахт, чтобы удержать постоянных клиентов. Однако коронавирус в корне изменил ситуацию в глобальных цепочках поставок. И тогда расстановка сил в морских грузоперевозках практически в мгновение ока развернулась на 180 градусов.
К середине прошлого года дефицит в морских грузоперевозках был настолько сильным, что ретейлеры начали конкурировать друг с другом за место для товаров на контейнеровозах. Судоходные компании быстро оценили новый рычаг влияния и подняли цены. К сентябрю этого года стоимость фрахта в 20 раз превышала показатели в начале пандемии. И сразу нашлись те, кто обвинил грузоперевозчиков в завышении цен.
Но сейчас доминирующее положение судоходных компаний наконец начинает ослабевать. По данным платформы фрахтования Freightos, стоимость морских грузоперевозок из Азии в Северную Америку стабилизировалась в сентябре, а теперь пошла вниз. В период с 5 по 12 ноября цены снизились на 21% — это сильнейшее недельное падение с начала пандемии.