Материал раздела Основной

Направлять, а не контролировать: чем хорошо недирективное управление

Российские директора привыкли все делать сами и отдавать команды сотрудникам. Такая модель подходит для кризисных ситуаций, но в мирное время стоит применять недирективное управление. В чем его преимущества, рассказал СЕО GeekBrains Александр Волчек
Фото: Jehyun Sung / Unsplash
Фото: Jehyun Sung / Unsplash

Основная задача недирективного управления — создание условий, которые максимально способствуют раскрытию и применению потенциала работников, а также развитию у них самостоятельности, проактивности и осознанности. Это не классическая схема управления по вертикали (директивное управление), когда сотрудники действуют согласно распоряжениям руководителя, а система вовлечения всей команды в процесс выполнения задач.

Важно отметить, что я не противопоставляю эти два стиля управления друг другу, скорее отдаю предпочтение гибкости, так как для ряда задач необходимо директивное управление. Например, при нехватке компетенций в команде, в ситуации высокого риска, кризисах и т.п.

Чем полезно недирективное управление

  • Руководителю становится проще делегировать задачу или ее часть сотрудникам. В директивном управлении он зачастую либо не передает ее совсем, либо регулярно пытается контролировать процесс выполнения. Поскольку количество новых функций и вызовов растет ежедневно, нагрузка на руководителя тоже увеличивается, и в итоге поставленные задачи могут не закрываться в поставленные сроки.