Search Funds: как инвестиции могут принести до 550% прибыли
Не все могут самостоятельно придумать идею и запустить работающий бизнес, слишком высоки риски. Один из вариантов — покупка уже существующего бизнеса и дальнейшее развитие этой компании. Именно для таких целей и создавались Search Funds, способные приносить участникам от 32% до 550% прибыли за несколько лет. Хотя для России это пока новый инструмент, он хорошо известен за рубежом. За последние 25 лет число Search Funds выросло в десятки раз. Налицо новый тренд, который приходит в Россию.
Что такое Search Fund
В 1984 году Гарольд Ирвинг Гроусбек из Стэнфордской школы бизнеса создал новый инвестиционный инструмент — поисковый фонд. Он позволял инвесторам помогать начинающим предпринимателям (часто с хорошим образованием и степенью MBA) находить, покупать и развивать компании. В 1996 году Центр исследований предпринимательства Стэнфордской школы бизнеса впервые выявил 20 фондов для первичного поиска, а к 2020 году это число выросло до 401 в США и Канаде.
Изначально модель поискового финансирования была популярная среди новичков со степенью MBA, но затем она привлекла интерес менеджеров среднего звена: сейчас от 30 до 50% новых «искателей» собирают средства спустя два–десять лет после окончания бизнес-школы.
Search Funds привлекают инвесторов из-за финансовых соображений, предпринимательского опыта руководства и возможностей развития существующих компаний. Так, по данным на 2020 год, среднее значение внутренней нормы прибыли (IRR) поисковых фондов варьируется от 32,6% до 5,5-кратного увеличения инвестиций. В то же время нужно понимать, что доходность инвестиций у поисковиков сильно различается: каждому третьему поисковому фонду не удалось приобрести компанию, несмотря на то что принципал прилагал все усилия в течение как минимум двух лет.
Как работает Search Fund
Поисковый фонд ориентирован на приобретение одного бизнеса, а затем на его развитие, в отличие от инвестиционного фонда, который вкладывается сразу в несколько компаний. Чаще всего в качестве компании для покупки выбирают небольшие компании в медленно растущих сегментах, которые не привлекают Private Equity Fund, но одновременно слишком большие по размеру, чтобы заинтересовать бизнес-ангелов. Например, поисковый фонд может выбрать компанию, EBITDA которой находится ниже $5 млн (в силу того, что ее размер недостаточно большой, она непривлекательна для других участников рынка). Однако через несколько лет, во время которых поисковик стоит у руля, EBITDA компании может превысить эту отметку, после чего появляются заинтересованные инвестиционные фонды, готовые заплатить высокую цену за ее покупку.