Материал раздела Инвестиции
Алексей Постернак

Пан или пропал: почему инвесторы слепо верят в deeptech-стартапы

Инвестиции Кейсы МТС
Успех Amazon, Spotify и Netflix обеспечили не технологии, а парадоксальные бизнес-модели. Но их потенциал почти исчерпан. Надо «копать» глубже. Алексей Постернак, директор по финансам и инвестициям МТС AI, — о том, почему инвесторы верят в deeptech
Фото: David Becker / Getty Images
Фото: David Becker / Getty Images

Современным бизнесом движут технологии. В этом сегодня вряд ли кто-то усомнится: достаточно сопоставить объемы капитализации крупнейших ИТ-фирм и ведущих компаний классических индустрий: нефтедобывающей, машиностроительной, сельскохозяйственной и т.д. Но технологии на рынке сродни живым существам: они рождаются, развиваются, соперничают одна с другой в борьбе за место под солнцем — и, бывает, сходят со сцены. Технологические стартапы, едва появившись на свет, нуждаются в поддержке и защите со стороны инвесторов, но как разобраться, какой из них разовьется в итоге в прекрасного единорога, а какой так и не сможет раскрыть свой потенциал?

Конец гаражной романтики

Множество современных ведущих ИТ-компаний начинались как персональные, гаражные проекты своих основателей. В эпоху неторопливого развития технологий небольших вложений на старте в сочетании с целеустремленностью и талантом инженеров-энтузиастов оказывалось достаточно, чтобы через 20–30 лет вывести скромный стартап (впрочем, тогда и термина-то такого еще не существовало) на уровень транснациональной корпорации. Сегодня начальный уровень совершенно иной: базовые технологии в той или иной отрасли доступны всем. И потому для достижения подлинно прорывного результата приходится стартовать со значительно более высокой позиции, чем даже 12–20 лет назад.