РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Инвестиции
Алексей Потапов

Комиссии швейцарских private-банков: что таят улыбки банкиров

Финансы Инвестиции Статьи UFG Wealth Management
Открытие и пользование счетами в швейцарских банках обходится для россиян недешево из-за усложнения комплаенс-процедур, высокие затраты на которые обуславливают такие же высокие аппетиты банкиров в отношении рентабельности клиентского бизнеса
Фото: Keystone / Hulton Archive / Getty Images
Фото: Keystone / Hulton Archive / Getty Images

Private-банки предоставляют клиентам множеством удобных и приятных сервисов. Это и привилегированные условия по обслуживанию и традиционным банковским продуктам, личный менеджер, юридическая поддержка (что становится все более актуально в свете ужесточения регулирования и отчетности), консьерж-сервис, выездное обслуживание (примета времени — стало очень востребовано в период пандемии), партнерские программы с авиакомпаниями, гостиничными сетями и так далее.

Одновременно с этим private-банки как в силу спроса со стороны клиентов, так и в силу своей заинтересованности способствуют погружению своих клиентов в мир инвестиций. Поэтому индустрию частного банкинга часто даже смешивают с индустрией управления частным капиталом (wealth management), что, конечно, не совсем корректно.

Согласно исследованию компании Frank RG, основным инструментом сбережения капитала в России по-прежнему являются банковские вклады. Но последние несколько лет на фоне снижения ставок по депозитам как в мире, так и в России, состоятельные клиенты банков все больше интересовались более доходными альтернативами.

Конечно, в настоящее время на фоне разворота ставок вверх этот процесс может приостановиться, но вряд ли повернет вспять. Так, в крупнейших российских private-банках в 2020 году более 60% имели какие-либо инвестиционные продукты, а доля «депозитного» капитала в их портфелях упала ниже 70%. Это разительно отличается от ситуации 2017 года, когда лишь чуть более 30% клиентов интересовались чем-то кроме вкладов, а доля депозитов в их капитале составляла порядка 85%.