Экономика абсурда: почему шеринговые проекты разочаровали инвесторов
В реальном мире маховик — это механическая конструкция, используемая для накопления энергии вращения. В Кремниевой долине это слово стало означать нечто иное: бизнес, который не только работает вечно, но и сам себя разгоняет и поддерживает. Как гласит теория, благодаря мощному сетевому эффекту привлекательность цифровой платформы возрастает за счет участия все большего числа пользователей, что делает ее еще более привлекательной, и так по кругу. В итоге получается предприятие, которое накопило достаточно энергии, чтобы самостоятельно расти и приносить хорошую прибыль.
Вопрос в том, смогут ли раскрученные в последнее десятилетие сервисы совместных поездок и доставки когда-либо оправдать возложенные на них большие надежды. Такие предприятия раньше были частью экономики, известной как «экономика совместного потребления», или шеринг-экономика, но сейчас их лучше характеризует словосочетание «экономика маховика». Перспективы этих компаний имеют значение для венчурных капиталистов, которые поддерживали их рост. Способность этих «маховиков» набрать неограниченный импульс также заинтересовала представителей регуляторов. Их беспокоит склонность технологических компаний к бизнес-моделям, в которых «победитель получает все». Кроме того, вызывает беспокойство и судьба наемных работников, застрявших в шестеренках этого «маховика».
Стоит посмотреть на результаты крупнейших западных сервисов совместных поездок и доставки — Uber и DoorDash. Оптимисты видят много хорошего. Например, 4 ноября Uber сообщила, что наконец вышла в прибыль, хотя только по одному показателю — скорректированной EBITDA. В свою очередь, высокие финансовые показатели DoorDash за третий квартал, опубликованные 9 ноября, поддержали и без того головокружительное ралли стоимости акций компании. Она в тот же день объявила о покупке финской фирмы по доставке еды Wolt за $8 млрд.