РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Как понять, что сотрудник на грани увольнения — 4 красных флажка

В 2021 году в США только в июле по собственному желанию уволились с работы 4,3 млн человек, максимум в России — 2,6 млн за один квартал. Как понять, что ключевой сотрудник на грани увольнения, и как исправить ситуацию, поясняет Игорь Чугай (STR Suite)
Фото: Anna Moneymaker / Getty Images
Фото: Anna Moneymaker / Getty Images

Пик увольнений из российских крупных и средних предприятий по собственному желанию пришелся на второй квартал 2021 года. Тогда, по оценке FinExpertiza, отказались от работы 2,66 млн человек. Это даже больше, чем в 2013 году. За рубежом ситуация еще критичнее: только в июле 2021 года в США, по данным Бюро статистики, ушли с работы 4,3 млн человек. Это сильно бьет по бизнесу, поэтому важно вовремя предотвратить потерю ценного кадра. Тем более что 92% людей, судя по опросу Businessolver, говорят, что могут остаться, если их руководство проявит больше внимания в разных вопросах.

Идеальный сотрудник максимально вовлечен в свою деятельность, сосредоточен, эффективен, открыт к новым задачам. Про такого сотрудника, согласно терминологии, предложенной американским психологом Михай Чиксентмихайи и психотерапевтом, социологом и консультантом по управлению Жаком Эллиотом, можно сказать, что он находится в «потоке». То есть его задачи и способности соотнесены правильно. Если человек значительно выпадает из «потока» в сторону перегруженности (в англ. overstreched) или недозагруженности (в англ. underutilised), его вовлеченность падает. В результате вероятность того, что сотрудник может покинуть компанию, существенно возрастает, если его не вернуть обратно в «поток».

Флажок № 1. Не проявляет интереса к новому

Это один из ключевых признаков грядущего увольнения, который выделили ученые Школы бизнеса имени Джона М. Хантсмана при Университете Юты в исследовании поведения сотрудников. Речь идет о ситуациях, когда сотрудник начинает отказываться от предложенных ему новых ролей или долгосрочных проектов, хотя раньше соглашался.

На грядущее увольнение скорее будет указывать неоднократный отказ от всего нового, причем причины постоянно или одни и те же, или меняются, но решать сложные вопросы сотрудник не хочет. Даже если руководство компании или отдела готово идти навстречу, обучать, разъяснять, снимать часть каких-то задач в большом проекте. То есть человек для себя уже закрыл абсолютно любое развитие на текущем месте, и все причины отказа от новых ролей и долгосрочных проектов — просто ширма для фразы «Не хочу продолжать работу».

Флажок № 2. Демонстрирует безразличие к обсуждаемым проблемам