Материал раздела Основной
Андрей Каменский
Весь год российский автомобильный рынок испытывает дефицит автомобилей. Он возник еще в 2020 году как следствие пандемии, закрытий производств и до сих пор не покидает отрасль, потому что вслед за старыми сложностями появляются новые. В частности, сегодняшняя нехватка автомобилей в основном связана с глобальной проблемой — дефицитом комплектующих, в том числе полупроводников. Эта ситуация влияет на весь рынок, но в большей степени касается моделей с самым современным уровнем мультимедиа систем, технически наиболее сложных.
Автомобилей на рынке становится все меньше, по брендам увеличиваются сроки поставок. С начала года срок ожидания в премиальном сегменте, по моей оценке, вырос примерно на 1,5–2 месяца. Аналогичная ситуация наблюдается и в массовом сегменте — срок ожидания в среднем увеличился на 1–1,5 месяца в зависимости от бренда и модели.
Что касается динамики продаж, то авторынок в течение года демонстрирует то взлеты, то падения. Наиболее заметный рост по сравнению с 2020 годом был зафиксирован Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ) в апреле и мае: в апреле рынок вырос на 290,4%, в мае — на 133,8%. Однако как такового роста продаж в этот период на рынке не произошло. Такие внушительные цифры появились исключительно из-за локдауна прошлого года: в апреле и мае 2020 года действовали карантинные меры, автосалоны были закрыты и могли выдавать автомобили лишь удаленно. Это обстоятельство и создало такую колоссальную разницу в цифрах.