Если руководство компании управляет расходами на интуитивном уровне, это может поставить ее на грань выживания. Раз в два-три года CFO стоит проводить анализ эффективности расходования средств. Сергей Пушкин (Crowe CRS в России) — о том, что он включает
Руководитель каждой компании несет ответственность перед ее акционерами. Одна из сфер этой ответственности — эффективное расходование денежных средств. Для того чтобы его обеспечить, нужно регулярно проделывать три шага:
- анализировать систему контроля за эффективностью расходования денежных средств. Цель этого шага — пресечь возможность неэффективных расходов и улучшить систему закупок;
- проводить инвентаризацию внеоборотных активов, которые либо не нужны компании для производственного (торгового) цикла, либо их выгоднее взять в аренду. Результатом этапа станет продажа либо замещение непрофильных активов;
- оценивать денежный цикл и процесс управления оборотным капиталом. По результатам такой оценки надо принять решение о том, насколько экономически целесообразны уровни компонентов оборотного капитала, поддерживаемые компанией.
Я рекомендую проводить такой анализ каждый раз, когда происходят изменения, влияющие на экономику страны. Но не реже чем раз в три–пять лет.
Теперь рассмотрим основные этапы анализа подробно.