Материал раздела Основной
За свою более чем столетнюю историю IBM уже несколько раз меняла специализацию: часы, печатные машинки, перфокарты, ПК, сервисы, облачные технологии, квантовые вычисления. Но корпорация не всегда трансформировалась достаточно быстро: в начале 1990-х из-за нерасторопности она едва не ушла с рынка. Последние десять лет выручка корпорации падает: cо $106,9 млрд в 2011 году до $73,6 млрд уже в 2020-м. IBM, однако, не готова так легко сдаться. Она возвращает те практики, которые в середине XX века помогли ей завоевать лидерство. Одна из них — опора на дизайн-культуру.
Начало 1950-х годов. Томас Джон Уотсон-младший, сын основателя IBM, который в 1956 году возглавит компанию, прогуливается по Пятой авеню в Нью-Йорке. Его взгляд привлекает яркая витрина магазина пишущих машинок итальянской марки Olivetti. Машинки разных цветов, а их форма кажется стильной и современной. Шоурум хорошо освещен, и каждую деталь товаров можно легко рассмотреть.
На Уотсона-младшего это зрелище произвело неизгладимое впечатление: настолько сильным оказался контраст между IBM и Olivetti. Штаб-квартира будущего техногиганта оформлена в темных тонах, на окнах — плотные занавески, мраморные полы покрыты восточными коврами. Как Томас Уотсон-младший писал позднее, ему подобный интерьер «напоминал кают-компанию шикарного круизного лайнера».
Такой образ не сочетался с его мечтой о технологичном производителе компьютеров, которым он представлял IBM. Поэтому, как только он сменил отца на посту главы компании, Уотсон-младший приступил к трансформации. Сначала он изменил структуру компании: вместо единой иерархической организации, во главе которой стоял президент, появилось несколько функциональных подразделений под руководством профессиональных топ-менеджеров. Параллельно с этим он направил большую часть ресурсов IBM на исследования и производство более совершенных компьютеров.