РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Масштабная трансформация. Чем 2021 год запомнится моллам и ретейлерам

Торговые центры как витрины, а магазины как пункты выдачи заказа, наценка за персонализацию товара и длительные периоды распродаж. Каким был рынок ретейла в 2021 году и каким он станет завтра — рассуждает Акоп Сейсян, исполнительный директор RealJet

Карантин изменил сознание потребителей. Это, в свою очередь, полным ходом меняет рынок торговых центров. Процесс уже необратим.

Распродажа без ажиотажа

Актуальное настоящее превращается в забавное прошлое. Сегодня едва ли кому-то придет в голову просыпаться рано утром в субботу, чтобы успеть на акционную распродажу стиральной машины или газонокосилки — девять из десяти покупателей воспользуются для заказа техники мобильным телефоном, а не собственным авто.

Если еще недавно мы были свидетелями концентрированных акций и предпраздничных распродаж, сильно ограниченных во времени, то сегодня все иначе. Периоды сниженных цен увеличиваются. Таким образом, ажиотаж вокруг товара уходит в прошлое, уступая место более спокойному шопингу с возможностью то тут, то там встретить хорошие цены. В Европе ситуация схожа: в 2021 году уже во время предрождественского шопинга можно встретить новогодние товары по акционной цене. Очевидно, что периоды сниженной стоимости будут распределены по времени более равномерно, даже на сезонный товар. Само собой, такие акционные дни станут дублироваться и в интернет-продажах, чтобы у ретейлеров была возможность снизить нагрузку на физическое пространство магазина.

Скидки меньше, да лучше

Несмотря на то что периоды распродаж будут увеличены, за их пределами скидок будет меньше. Вообще последние два года ретейлеры очень избирательно подходили к скидкам, предпочитая предлагать потребителю самый необходимый товар по полной стоимости, вместо того чтобы предлагать все и сразу со скидкой. Вполне возможно, эта тенденция сохранится. Во-первых, потому что потребительская активность остается на достаточно низком уровне. Сегодняшние клиенты считают финансовую безопасность одним из своих главных приоритетов, даже несмотря на то что розничные торговцы проявляют небывалую активность, чтобы заманить потребителя в ТЦ, их посещаемость остается ниже допандемийного уровня в большинстве стран мира. Во-вторых, глядя на такое потребительское поведение, ретейлеры понимают, что должны адаптироваться. Лучшее решение из всех возможных — индивидуализация предложений, когда клиенту дают действительно нужное по полной стоимости вместо огромного ассортимента, который может быть и не востребован, но который нужно обслуживать, где-то хранить и т.д.