Материал раздела Основной

С чего начать Agile-трансформацию в финансовой службе — советы от Сбера

С чего финансовому директору начать внедрение Agile, как собрать команду, кто в нее должен войти и в чем роль каждого, рассказал для сервиса «Актион Финансы» Роман Розенфельд (Сбербанк)

Прежде всего Agile полезен для кросс-функциональных проектов, которые объединяют специалистов различных направлений и которые можно поделить на короткие этапы поставки ценностей — спринты. Примером такого проекта может стать проект автоматизации в финансовой службе, разработка цифрового двойника или просто финансовой модели предприятия, создание новой формы отчета и т. д.

Кого включить в команду

В методологии Scrum набор ролей одинаковый. Это универсальный состав, он подойдет для большинства проектов. Конечно, вы можете адаптировать состав команды под специфику проекта и бизнеса, но ключевые роли, скорее всего, сохранятся.

ChatGPT: как превратить нейросеть в помощника
Интенсивы 3 дня

1. Владелец продукта

Это «CEO» вашего продукта, он ведет за собой команду и определяет стратегию развития. Под продуктом стоит понимать конечный результат проекта — готовый отчет, финансовую модель, программу или ее отдельный блок и т.д.

Владелец продукта глубоко понимает бизнес-процессы. Кроме того, он должен обладать так называемым Helicopter View — умением смотреть на процессы сверху, быстро переключаться от взгляда изнутри на взгляд снаружи и обратно.

Владельцем продукта может стать один из финансистов, причем его конкретная функциональная компетенция не так важна. Гораздо важнее общая погруженность во все процессы, в которых продукт участвует. И, пожалуй, самое главное для владельца продукта — правильное понимание своей роли. Это не роль руководителя или методолога, это роль человека, который:

  • понимает свою целевую аудиторию, своего внутреннего клиента — для кого он это делает и зачем;
  • представляет value — ценность продукта — и правильно транслирует это команде;
  • имеет представление о ключевых метриках эффективности того, что он делает;
  • знает, как правильно отранжировать задачи, даже если они абсолютно из разных областей и бизнес-направлений;
  • управляет бэклогом — перечнем задач для команды разработчиков в порядке приоритета.

При выборе владельца продукта стоит функционально оценивать, кто лучше справится, кто горит этой идеей, имеет наибольшее понимание целей и готов включиться. Главное для владельца продукта — не мешать команде, предлагая свое видение технологической реализации задач, это абсолютно не его компетенция. Для этого в команде должны быть специалисты из ИТ.

2. Бизнес-эксперты (Customer Journey Experts)