Собственник не хочет слышать правду: что делать финансовому директору
1. Провести тест на понимание
Ежедневно топ-менеджмент поглощает колоссальное количество информации. Неудивительно, что собственник изучает далеко не все данные и может банально не успеть посмотреть отчет или письмо от финансового директора или сделать это бегло.
Личная беседа
Чтобы удостовериться, что бенефициар «потребил» направленную мною информацию, всегда настаиваю на личной беседе. По ответу собственника достаточно легко понимаю, владеет ли он проблематикой и на какие моменты обратил особо пристальное внимание. Во время разговора еще раз фокусирую акционера на потенциальных последствиях проблемы.
Пример: почему о налоговых рисках лучше говорить с собственником лично. Компания прошла стадию бурного роста, а ряд ее рабочих практик остался со времен малого бизнеса. Когда организация перешла в категорию крупных игроков, она стала чаще привлекать внимание надзорных органов. Поэтому текущий вариант налоговой оптимизации мог привести к серьезным проблемам в будущем. О таких схемах собственник знал поверхностно, а о возможных финансовых рисках не догадывался вовсе. В аналитические отчеты с описанием проблемы, учетную политику и ссылки на требования налогового законодательства, которые ему направил по электронной почте финансовый директор, акционер детально не погрузился. Поэтому именно личная беседа помогла разъяснить риски и получить поддержку собственника для проработки новых вариантов снижения налоговой нагрузки.
Разговор на одном языке
Зачастую владельцы хуже понимают проблематику, излагаемую главой финансового блока, и могут не осознать серьезность проблемы. Чтобы убедить собственника, я обычно упрощаю и перерабатываю типовые форматы отчетов.