Как заработать на компаниях, которые еще не вышли на биржу
Еще в конце прошлого века компании стремились к публичности в силу того, что это был практически единственный способ серьезно увеличить масштабы бизнеса и, соответственно, капитализацию. Но уже в начале 2010-х эта парадигма окончательно сломалась. Так, при выходе на биржу в 1986 году капитализация компании Microsoft составила менее $2 млрд (в ценах 2020 года), капитализация Amazon в 1997-м — менее $1 млрд (в ценах 2020 года). В то же время в 2012 году состоялось IPO компании Facebook (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ) — капитализация компании уже тогда составила свыше $100 млрд.
Забавный факт: с конца 1990-х по 2016 год число американских компаний, имеющих листинг на бирже, упало в два раза. Хотя снижения предпринимательской активности в этот период зафиксировано не было. Вывод очевиден: гораздо больше компаний в наше время предпочитают оставаться непубличными. Те же, что планируют выход на биржу, делают это теперь гораздо позже — зачастую уже тогда, когда становятся одними из лидеров в своих отраслях и обладают очень высокой капитализацией, измеряемой десятками миллиардов долларов.
Кроме того, с начала века активно развивались технологии, появлялись новые рынки и ниши, где место занимали частные компании, не спешившие с выходом на IPO. Это касается и фудтеха, и необанков, и других компаний относительно новых отраслей. На мой взгляд, пока нет никаких очевидных причин считать, что сложившаяся конфигурация обратится вспять. А это значит, что то, что сейчас многие называют хайпом и пузырем, — просто процесс трансформации глобального финансового рынка.