«Ложные друзья» финансиста: какие критерии искажают оценку компании
Первый критерий. Отсутствие сбоев в работе бизнес-процесса
Часто об эффективности процесса судят именно по количеству сбоев, хотя такой критерий оценки может направить вас по ложному следу.
Опасность. При любой проблеме сразу записывать бизнес-процесс в категорию «слабый»/«неоптимальный». Особенно часто этот риск возникает при оптимизации работы.
Хороший бизнес-процесс должен своевременно реагировать на сбои, а в идеальном варианте — предотвращать их. Но проблемы возникают и в сильных процессах. В слабых же или некорректно выстроенных можно и вовсе не зафиксировать сбоев.
Бывает так, что на коротком интервале просто не настал тот момент, который показал бы низкую эффективность процесса. Например, компания работала без платежного календаря.
Сложностей со своевременностью платежей не было. А весной 2020 года — кассовые разрывы. Выяснилось, что проблема намного глубже: в компании в целом отсутствует понимание, как и когда собираются средства. И чужой формат платежного календаря не поможет быстро решить проблему, а нужен полный реинжиниринг всего бизнес-процесса.
Корректный критерий оценки. Обычно я смотрю на уменьшение сбоев, которые генерирует бизнес-процесс. Важно, чтобы при этом не ухудшалось качество его работы. Сбои помогают увидеть, где можно улучшить бизнес-процесс. Например, у меня была ситуация, когда нужно было исключить задержки в обработке финансовым отделом заявок перед включением их в реестр платежей. Этот сбой дал толчок к разработке упрощенной формы согласования. Затем добавили еще и автоматическую проверку доступного лимита БДДС (бюджет движения денежных средств. — РБК Pro) с возможностью его корректировки по филиалам. Это дополнительно сократило время операторской работы почти на четыре часа.