Материал раздела Основной
Антон Аликов

Нашумели, но не заработали. Почему шеринговые компании не прибыльны

Ни масштаб, ни революция, которую Uber и Airbnb произвели в мире, ни то, как глубоко они проникли в нашу жизнь, не помогло им добиться прибыли. Антон Аликов, генеральный партнер Arctic Ventures, — о том, что не так в шеринговой модели и как это исправить
Фото: Pexels
Фото: Pexels

В августе 2021 года американский агрегатор такси Lyft впервые отчитался о положительном скорректированном показателе EBITDA, хотя компания продолжает нести чистые убытки. Возможно, эта новость не привлекла бы большого внимания, если бы не тот факт, что это одна из немногих компаний сектора шеринговой экономики, которая максимально приблизилась к реальной прибыли.

Кризис 2008 года стал катализатором развития компаний, работающих по шеринговой модели, — Airbnb (основана в 2008 году), Uber (2009), Lyft (2012), каршеринги, коворкинги (нашумевший WeWork был основан в 2010 году), аренда любых предметов, поисков попутчиков и т.д.

Помогает ли IPO?

Cпустя более чем десять лет такие компании ежегодно отчитываются об убытках, а их акции волатильны и не показывают заметного роста. Иногда переломить ситуацию не помогает и IPO. Самым громким провалом стала попытка выхода на биржу сети коворкингов WeWork, капитализация компании рухнула с $47 млрд в 2019 году до $9 млрд в 2021 году. Сейчас компания пытается опять стать публичной через SPAC.

Начальная цена акции Airbnb в декабре 2020 года составляла $139, летом она варьировалась в диапазоне от $134 до $152 и только с конца августа начала двигаться вверх, дойдя до отметки $173. Uber вышла на биржу в мае 2019 года. Цена акции составляла $41, а в апреле 2021 года достигла $60. Однако по состоянию на 20 октября обе компании торгуются дешевле этих максимумов. Учитывая высокую волатильность рынков в этом году, делать выводы о росте акций нельзя.