Материал раздела Основной

Утром деньги — через 21 день стулья: как пандемия изменила грузоперевозки

Двукратный рост цен, неясные сроки доставки и жесткие договорные условия — вот последствия пандемии, с которыми вынуждены считаться клиенты международных перевозчиков. И это не временный тренд, считает Вероника Селиверстова, директор по снабжению ПТПА

Пандемия «перетряхнула» логистические процессы. Несмотря на то что сейчас отношения между участниками рынка международных перевозок уже стабилизировались, предприятия, чья деятельность связана с экспортом или импортом товаров, оказались заложниками ситуации.

Мы производим крупногабаритную трубопроводную арматуру и экспортируем ее в 36 стран мира, а также постоянно покупаем импортные материалы и комплектующие. Поэтому кризис на рынке мировой логистики оказался для нашего бизнеса очень ощутимым. Наиболее остро мы переживали перебои в международных перевозках, которые произошли в самом начале пандемии. В этот период никто не знал, как правильно действовать. Многие международные перевозчики в принципе закрыли свои офисы и ушли на бессрочный карантин.

Когда ситуация стала постепенно выравниваться, произошел серьезный рост цен на транспортные услуги. На рынке сформировалась ситуация искусственного дефицита: сначала нам говорили, что свободный транспорт отсутствует, а потом предлагали вариант по ставкам в три раза выше, чем в период до пандемии.

В тот момент очень остро стояла проблема доставки комплектующих. Приходилось в экстренном порядке принимать решения: менять вид в транспорта, искать обходные маршруты, организовывать комбинированную доставку: до какого-то пункта везти груз морским транспортом, а потом перегружать его на железнодорожную платформу и в конце уже завершать доставку автомобилем или самолетом.

На сегодня обстановка на рынке в целом стабилизировалась. Стало больше конкретики и теперь уже нет таких ситуаций, когда груз надо забирать, а у тебя нет представления ни о том, в какие сроки он поедет, ни о том, по какому маршруту будет двигаться. В то же самое время на рынке международной логистики сформировались новые условия работы, с которыми мы вынуждены считаться.

Выросли цены на транспортные услуги

Один из самых заметных факторов — рост цен на услуги логистических компаний. Сотрудники зафиксировали повышение ставок ровно в два раза по сравнению с периодом до пандемии. Если раньше доставка стандартным маршрутом из точки А в точку Б стоила, например, 300 тыс. руб., то сейчас — 600 тыс. руб.