Материал раздела Основной
Пандемия «перетряхнула» логистические процессы. Несмотря на то что сейчас отношения между участниками рынка международных перевозок уже стабилизировались, предприятия, чья деятельность связана с экспортом или импортом товаров, оказались заложниками ситуации.
Мы производим крупногабаритную трубопроводную арматуру и экспортируем ее в 36 стран мира, а также постоянно покупаем импортные материалы и комплектующие. Поэтому кризис на рынке мировой логистики оказался для нашего бизнеса очень ощутимым. Наиболее остро мы переживали перебои в международных перевозках, которые произошли в самом начале пандемии. В этот период никто не знал, как правильно действовать. Многие международные перевозчики в принципе закрыли свои офисы и ушли на бессрочный карантин.
Когда ситуация стала постепенно выравниваться, произошел серьезный рост цен на транспортные услуги. На рынке сформировалась ситуация искусственного дефицита: сначала нам говорили, что свободный транспорт отсутствует, а потом предлагали вариант по ставкам в три раза выше, чем в период до пандемии.
В тот момент очень остро стояла проблема доставки комплектующих. Приходилось в экстренном порядке принимать решения: менять вид в транспорта, искать обходные маршруты, организовывать комбинированную доставку: до какого-то пункта везти груз морским транспортом, а потом перегружать его на железнодорожную платформу и в конце уже завершать доставку автомобилем или самолетом.
На сегодня обстановка на рынке в целом стабилизировалась. Стало больше конкретики и теперь уже нет таких ситуаций, когда груз надо забирать, а у тебя нет представления ни о том, в какие сроки он поедет, ни о том, по какому маршруту будет двигаться. В то же самое время на рынке международной логистики сформировались новые условия работы, с которыми мы вынуждены считаться.
Один из самых заметных факторов — рост цен на услуги логистических компаний. Сотрудники зафиксировали повышение ставок ровно в два раза по сравнению с периодом до пандемии. Если раньше доставка стандартным маршрутом из точки А в точку Б стоила, например, 300 тыс. руб., то сейчас — 600 тыс. руб.