Материал раздела Основной

Как внедрить антимонопольный комплаенс в три шага и зачем это нужно

Антимонопольный комплаенс внедряют многие компании, находя в нем способ сэкономить на штрафах и избежать репутационных рисков. Андрей Тенишев (РАНХиГС) знает, как сделать комплаенс работающей системой, а не просто набором правильных, но бесполезных бумаг

История российского антимонопольного комплаенса (от англ. compliance — соответствие, соблюдение) началась в 2013 году после публикации ICC Antitrust Compliance Toolkit и демонстрации первых российских кейсов антимонопольных комплаенс-систем. После этого крупные российские компании, такие как «Автодор», МТС, «Балтика», «Уралкалий», стали самостоятельно его внедрять.

Бизнес начал приходить к пониманию, что выгоднее предотвратить нарушение, нежели нести бремя репутационных потерь и административных штрафов, — риски для компаний, особенно крупных, с большой филиальной сетью, снижаются. Это достигается разработкой «дорожной карты» рисков и внедрением внутренних регламентов, в которых разграничиваются противоправное и безопасное поведение.

Работающий комплаенс — это не просто расписанный внутренний акт компании. Это четко выстроенная система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. По факту внутри компании создается собственный антимонопольный регулятор, который не допускает нарушения закона, масштабных убытков и репутационных рисков, позволяя ей сосредоточиться на развитии бизнеса, а не на выяснении отношений с госорганами.