Материал раздела Основной

Желанная подпись: как застройщикам сократить число претензий от дольщиков

Застройщики сегодня подотчетны клиентам и несут все финансовые риски. Виталий Березка (PlanRadar в России и СНГ) рассказал, как компании нужно контролировать качество строительства, чтобы получать желаемые подписи от дольщиков в передаточных актах
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

С 2019 года, когда в практику вошло проектное финансирование, на рынке недвижимости в одночасье изменился баланс сил. Для дольщиков покупка жилья из разряда рискованной сделки перешла в категорию приобретения дорогостоящего товара, который требует соответствующего внимания к качеству. А застройщики стали более подотчетны своим клиентам и несут серьезные финансовые риски в случае несвоевременной передачи недвижимости.

Верховный суд последовательно встает на сторону добросовестных дольщиков в исках, которые относятся к срокам сдачи жилья и его качеству. Дольщик может отказываться от подписания передаточного акта до тех пор, пока недостатки строительства не будут устранены, и это подтверждается решением Верховного суда от 29 октября 2019 года. В базе судебных решений можно найти как минимум семь дел из судебной практики в пользу участников долевого строительства при нарушении статьи о гарантии качества соответствующего закона.

Претензии могут возникать при сдаче квартир как с черновой, так и с чистовой отделкой. В последнем случае количество недочетов может быть существенно больше, так как увеличивается чек-лист. Самые проблемные моменты при черновой отделке: ровные потолки и стены, электрика и герметичность стеклопакетов. Когда речь идет о чистовой стадии, покупатель недвижимости вправе указать также на качество укладки плитки, покраски, ламината и т.п. Дольщики могут отказываться подписывать передаточный акт до устранения недочетов, тем более что действующий закон пока это позволяет. Соответственно, компания не получает средства с эскроу-счета.