Материал раздела Основной

Как выстроить в компании систему центров финансовой ответственности

За результаты компании радеет лишь собственник, а работники просто отсиживают положенные часы? Это значит, вам не хватает системы оценки эффективности. Александр Афанасьев и Екатерина Матвеева («Нескучные Финансы») — о том, как ее выстроить
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Все сотрудники компании, от коммерческого директора до секретаря, должны быть заинтересованы в высоких результатах работы. Но как этого добиться? Если речь идет, например, об отделе продаж, то все просто: чем больше денег сгенерировали менеджеры, тем лучше. А как оценить работу системного администратора? Программиста? Пиарщика? Как завязать их работу на общий результат и превратить бизнес в единый организм? Так, чтобы каждый понимал, что и он несет ответственность за финансовый результат компании и является важным звеном в цепочке.

В этом поможет центр финансовой ответственности (ЦФО). Это человек или даже целый отдел, оказывающий непосредственное влияние на доходы и расходы компании. Также он несет ответственность за величину расходов и доходов бизнеса.

Суть ЦФО в том, чтобы привязать работу отдела или сотрудника к конкретному показателю. То есть, например, работа отдела продаж измеряется количеством денег, поступивших на счет, маркетинга — стоимостью заявки (лида). Все ЦФО можно разделить на четыре вида.

Виды центров финансовой ответственности

1. Центр продаж. Его задача — генерировать поступления от клиентов. Эту функцию берет на себя отдел продаж, чья зарплата зависит от выполнения плана по продажам. Сделали план — получили квартальный бонус. Не сделали — довольствуемся окладом, который не так привлекателен. Прямая заинтересованность.