Материал раздела Основной

Время генералов прошло: какие тренды формируют предпринимателей будущего

Менеджмент Статьи Фонд «Сколково»
Мы проживаем «третью волну» развития общества. Она предполагает децентрализацию информпотоков, уход от концентрированной модели собственности, равнодоступность средств производства. Как это влияет на бизнесменов, рассуждает Игорь Дроздов (фонд «Сколково»)

Исторически владельцы крупных состояний получали их за счет доступа к материальным ресурсам, прежде всего земельным, а также к орудиям труда, упрощающим производство товаров, работ и услуг. Позже к факторам успеха добавились эксплуатация природных ресурсов (нефть, газ), а также решения, связанные с организацией производства. Классический пример — предприятия Генри Форда.

Но уже к концу XX века основным рецептом успеха стали технологии — из 15 крупнейших по капитализации компаний сегодня лишь четыре — Saudi Aramco, Berkshire Hathaway, JPMorgan и Johnson & Johnson — с определенными оговорками не относятся к технологическим. Впрочем, в топе промышленного списка Forbes Global 500, который учитывает финансы, еще достаточно много «физических» корпораций.

Чем бизнес будущего будет отличаться от бизнеса настоящего? Глобально как деятельность с целью получения прибыли за счет собственной креативности в широком смысле этого слова — ничем. Однако виды бизнеса и бизнес-модели будут модифицироваться. Скажем, экосистемы уже меняют представление о дополнительных продажах и монетизации.

Тем не менее предприниматели грядущих десятилетий будут отличаться от своих предшественников, живших в середине прошлого столетия, или от наших современников. Можно выделить шесть основных трендов, влияющих на их формирование.

1. Поколенческие факторы

У каждого поколения свой подход к обработке информации, взятию на себя риска, ответственности, коллективной работе. Представители поколений Z (те, кто родился в 2000–2010 годах), Alpha (люди 2010 года рождения и позже) и следующих за ними более склонны к формированию распределенных команд, запуску новых инициатив, венчуру. Их поведенческие предпочтения будут накладывать отпечаток на манеру ведения бизнеса.