Время генералов прошло: какие тренды формируют предпринимателей будущего
Исторически владельцы крупных состояний получали их за счет доступа к материальным ресурсам, прежде всего земельным, а также к орудиям труда, упрощающим производство товаров, работ и услуг. Позже к факторам успеха добавились эксплуатация природных ресурсов (нефть, газ), а также решения, связанные с организацией производства. Классический пример — предприятия Генри Форда.
Но уже к концу XX века основным рецептом успеха стали технологии — из 15 крупнейших по капитализации компаний сегодня лишь четыре — Saudi Aramco, Berkshire Hathaway, JPMorgan и Johnson & Johnson — с определенными оговорками не относятся к технологическим. Впрочем, в топе промышленного списка Forbes Global 500, который учитывает финансы, еще достаточно много «физических» корпораций.
Чем бизнес будущего будет отличаться от бизнеса настоящего? Глобально как деятельность с целью получения прибыли за счет собственной креативности в широком смысле этого слова — ничем. Однако виды бизнеса и бизнес-модели будут модифицироваться. Скажем, экосистемы уже меняют представление о дополнительных продажах и монетизации.
Тем не менее предприниматели грядущих десятилетий будут отличаться от своих предшественников, живших в середине прошлого столетия, или от наших современников. Можно выделить шесть основных трендов, влияющих на их формирование.
1. Поколенческие факторы
У каждого поколения свой подход к обработке информации, взятию на себя риска, ответственности, коллективной работе. Представители поколений Z (те, кто родился в 2000–2010 годах), Alpha (люди 2010 года рождения и позже) и следующих за ними более склонны к формированию распределенных команд, запуску новых инициатив, венчуру. Их поведенческие предпочтения будут накладывать отпечаток на манеру ведения бизнеса.