РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Как потребительское поведение влияет на логистику

Логистика Статьи Издательский дом «Гребенников»
Какие потребительские привычки последнего времени заставят компании перестраивать логистические процессы и создавать новые, как изменится целевая бизнес-модель управления логистикой, рассказывает эксперт ИД «Гребенников»

Потребительские привычки и тенденции

Можно выделить следующие тренды и привычки потребителей, закрепившиеся в последнее время:

  • снижение уровня доходов, изменение образа жизни;
  • закрепившаяся привычка покупать онлайн;
  • удаленная работа и рост числа покупок, связанных с этим;
  • интерес к новым продуктам и сценариям потребления;
  • погружение в цифровую среду — большая доля покупателей потребляет контент о товаре;
  • омниканальность продаж.

Омниканальность в данном случае — представленность бренда на всех возможных каналах продаж и продвижения, интеграция каналов коммуникации в единую систему для обеспечения непрерывного взаимодействия с клиентом. Здесь необходимо отметить, что срочная доставка пока доступна не всей аудитории покупателей. Заканчиваются неудачей 35% срочных доставок. В 33% случаев эта услуга в принципе недоступна, еще в 13% случаев недоступна в конкретном регионе или в момент покупки.

Срочной доставкой обычно удается воспользоваться при покупке спортивных товаров и электроники, но покупателям детских товаров или товаров для дома и ремонта она доступна меньше чем в половине случаев. Большинство воспользовавшихся услугой срочной доставки (68%) позитивно оценивают свой опыт.

Покупателям старшего возраста важны интервалы доставки, стоимость и простота интерфейса, молодежи — возможность отслеживать статус и местоположение курьера. Основной стимул к началу использования срочной доставки — изменение стоимости. За срочную доставку готовы платить 72% респондентов, но только 40% готовы заплатить более 300 руб.

Основные драйверы рынка

Участников мирового рынка доставки можно разделить на три ключевых блока.

  1. Традиционные почтовые и логистические операторы. Они в данный момент лидируют и занимают до 90% рынка, обладают развитой логистической инфраструктурой и постепенно адаптируются к конкуренции с логистикой e-commerce и стартапами.
  2. E-commerce. Основным драйвером роста выступает компания Amazon, которая задает стандарты доставки в этой индустрии, активно инвестирует в свои логистические платформы для вертикальной интеграции и контроля качества сервиса.
  3. Стартапы. В последнее десятилетие логистика стала важным направлением венчурных инвестиций. До 50% затрат приходится на доставку «последней мили».

В условиях пандемии усилилась тенденция к роботизации, позволяющая сократить контакты между людьми. На каждом этапе возрастает необходимость заменить человека роботом для масштабирования бизнеса. Клиенты ожидают доставки продуктов дронами или беспилотниками. В дальнейшем операторы будут активно использовать роботов для сборки на складах и расчетов с покупателем на «последней миле».

В доставке для потребителей наиболее важны (в порядке убывания):