Глава Haier Чжан Жуйминь — о том, почему компании вредно быть империей
Президент корпорации Haier Чжан Жуйминь проводит радикальный организационный эксперимент: сотрудники самостоятельно управляют своей работой и самоорганизуются в тысячи микропредприятий, незамедлительно реагирующих на потребности пользователей. Этот подход позволил искоренить в организации иерархию и бюрократию, а также избавиться от более чем 12 тыс. руководителей среднего звена. В службе управления персоналом компании после внедрения кадровой платформы осталось всего 11 сотрудников из 860.
Чжан Жуйминь поделился с представителями McKinsey Аароном де Сметом, Ричардом Стилом и Хаймэн Чжаном мыслями о том, какие мощные ресурсы позволяет высвободить самоорганизация, каким он видит будущее продуктов и брендов и какие уроки лидерства извлек для себя за годы работы.
Продукты перестанут иметь значение — пользователи будут покупать сценарии
McKinsey Quarterly: Оценивая путь, который прошла компания Haier за 37 лет под вашим руководством, как бы вы охарактеризовали свою роль?
Чжан Жуйминь: Руководители других предприятий часто именуют себя капитанами корабля, но я, как мне кажется, скорее его строитель или конструктор. Эта роль отличается от роли капитана, при которой маршрут, как правило, неизменен, а пункт назначения четко определен. Например, в прошлом наш пункт назначения был связан с тем, чтобы превратить компанию в сад, обнесенный стеной. Однако сегодня наш пункт назначения — это скорее дождевой лес (саморегулирующаяся экосистема), и наша стратегия и структура, соответственно, изменились. А в будущем нам, возможно, придется перестраивать весь корабль для прокладки совершенно нового маршрута. Суть в том, что все предприятия должны идти в ногу со временем. Срок жизни компаний из списка Fortune 500 все короче и короче. И моя задача — сделать так, чтобы Haier всегда был способен шагать с веком наравне.
McKinsey Quarterly: Какие важнейшие уроки вы вынесли из своего опыта как руководитель?
Чжан Жуйминь: Один из них связан с появлением интернета, особенно мобильного, и электронной коммерции. Тогда нам не удавалось успевать за временем. Мы слишком долго наблюдали за происходящим, хотя и правильно подметили, что наступает новая эпоха. У компаний, занимающихся электронной коммерцией, есть одна проблема: они опираются на традиционное мышление и не взаимодействуют с пользователями. Они просто предлагают множество вещей, которые вы можете купить на свой выбор. Однако прямое взаимодействие с пользователями имеет огромное значение.
Я понял, что после эры мобильного интернета наступит другая эра и появится еще более крупный рынок — рынок интернета вещей. Четвертая промышленная революция положит начало эпохе, в которую максимальной ценностью будет обладать не физический труд, как было прежде, а труд умственный. Товары будут соединены друг с другом, в результате чего будут появляться разные сценарии, исходя из индивидуальных потребностей пользователей.