Материал раздела Основной

Устал управлять: как владельцу бизнеса передать дела новому гендиректору

Учредитель, он же генеральный директор, хочет отойти от дел и нанять управленца. Эксперты журнала «Корпоративный юрист» рассказывают, как подготовить компанию к передаче дел, чтобы не возник хаос, и защитить ее от недобросовестного топ-менеджера
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Владелец бизнеса, а по совместительству и ее генеральный директор, всегда рискует, когда передает управление компанией человеку извне. Новый директор может оказаться недобросовестным и делать все в пользу аффилированных лиц. Например, совершать сделки по отчуждению имущества компании в их пользу.

Недобросовестные управленцы — не единственная проблема, которая возникает при смене оперативного руководства. Если учредитель-директор сосредоточил все процессы на себе, то при передаче управления деятельность может остановиться из-за неразберихи и непонимания, кто и за какие вопросы отвечает.

Избежать рисков можно. Для этого необходимо подготовить компанию к смене руководства.

1. Проверьте и исправьте бизнес-процессы

Когда генеральный директор-учредитель передает управление менеджеру извне, то появляется риск, что в компании начнется хаос. Так произойдет, если изначально все бизнес-процессы сосредоточены на одном человеке. В некоторых компаниях директор-учредитель сосредотачивает всю власть на себе. Он принимает абсолютно все решения, контролирует, как их выполняют, концентрирует на себе все финансовые потоки. В такой ситуации, если человек отходит от дел, начинается неразбериха. Становится непонятно, кто должен подписывать договоры и платежки на перечисление зарплаты.

Чтобы избежать хаоса при смене генерального директора-собственника, необходимо передать его полномочия другим людям, оптимизировать задачи и финансовые потоки. Например, принимать решение и подписывать договоры с контрагентами может коммерческий директор. Заверять платежки на зарплату, отчетность — главный бухгалтер. Существует еще одна причина, по которой необходимо проверить и изменить бизнес-процессы, перед тем как передать руководство компанией другому человеку. Это время. Новый директор и сам может выстроить правильную систему управления. Однако на это ему потребуется не один день. Ведь сначала ему нужно будет разобраться, как все устроено в компании, изучить все с нуля, чтобы что-то поменять.

Действующему директору-учредителю вникать в процессы не надо — он уже знает, как все работает. Поэтому решить задачу, как передать управление и не обречь бизнес на хаос, он сможет быстрее.