Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 08.10.2021, 12:10

Технический сбой у брокера или банка: как защитить себя частному трейдеру

Сбои в работе приложений крупных брокеров и банков приводят к финансовым потерям частными инвесторами. Нередко еще и возникает долг, который может исчисляться десятками миллионов рублей. Как защитить свои права, знает Андрей Дроздов («Аснис и партнеры»)

Все чаще в профильных СМИ и telegram-каналах можно прочесть новости об очередном сбое в приложениях крупных брокеров и банков.

Невозможность совершать сделки из-за таких сбоев, неверное отражение операций и данных по счету, дублирование поручений в условиях сильной волатильности и при определенных четко распланированных стратегиях неизбежно приводит к возникновению у инвесторов и трейдеров финансовых потерь или недополучению доходов. Часто еще и возникает долг перед брокером или банком. Что нужно делать до обращения к юристу и в суд, чтобы не потерять шанс отбиться от долгов перед брокером или даже взыскать свои потери с банка, брокера, оператора приложения?

С точки зрения российского права, клиенты брокеров и банков — экономически слабая сторона правоотношений и поэтому нуждаются в особой защите. Они не могут влиять на содержание регламентов и иных нормативных документов профессиональных участников рынков и организаторов торгов. Их возможность осуществлять сделки зависит от стабильности работы технической инфраструктуры брокера или банка.

Это означает, что в случае сбоя в работе приложения или принудительного закрытия позиций клиента на невыгодных для него условиях при положительном балансе счета и наличии гарантийного обеспечения надзорным органам и судам нужно тщательно проверять действия брокера или банка с точки зрения их разумности и добросовестности, чтобы не допустить возложения ответственности за возможные убытки на частных трейдеров и инвесторов.

В практике существуют конкретные кейсы, когда удается урегулировать спор между инвестором и брокером/банком путем переговоров и заключения мирового соглашения. В рамках такого урегулирования брокер/банк, например, списывали до 50% задолженности и предоставляли клиентам рассрочку по выплате остальной части без процентов на относительно длительный срок, за который инвесторы имели возможность сформировать активы для погашения оставшейся части долга. Это экономит ресурсы как частных инвесторов и трейдеров, так и банков/брокеров, поскольку разрешение подобных споров в судах иногда может тянуться на протяжении от одного года и дольше

Однако успешное мирное урегулирование спора не всегда имеет место быть. Суды считают, что если инвестор ознакомился с установленным брокером или банком порядком обслуживания на финансовых рынках и декларацией о рисках (иногда это просто длинные тексты с кнопкой «Принять и продолжить», которую нужно нажать, чтобы начать работу в приложении), этого может быть достаточно, чтобы переложить ответственность за убытки на него самого. Кроме того в стрессовой ситуации ошибок может наделать и сам трейдер:

  • внести обеспечение по позициям с нарушением установленного порядка;
  • отправить неверное по формулировкам или по форме поручение на совершение сделок;
  • нарушить порядок взаимодействия с брокером / банком при урегулировании спорной ситуации;
  • и другие.

Совет № 1