Как не потерять бизнес на этапе активного роста: 7 советов
На уровне законодательства малый бизнес отличается от среднего численностью сотрудников и оборотом: предприятия, где среднегодовое число сотрудников превышает 50, а годовой доход свыше 2 млрд руб., относятся к среднему бизнесу. Но в реальности эта разница намного больше: увеличение штата всегда отражает расширение бизнес-процессов и требует совершенно иного подхода к их построению. Все, что раньше делалось «на коленке», в новых масштабах уже не будет работать, поэтому все процедуры на этом этапе придется регламентировать и свести в стройную систему.
Построение команды
Одна из задач руководителя компании, которая готовится перейти в разряд среднего бизнеса, — пересмотреть систему найма сотрудников. К этому моменту нужно научиться быстро масштабировать команду в моменты взрывного роста и определить, какие методы поиска подходят именно для вашей ниши. Каких-то специалистов можно найти только через контакты в профессиональной среде, других, напротив, лучше искать на рекрутинговых ресурсах. Для отдельных категорий сотрудников, например у нас это разработчики, подойдут агентства. Дорогие рекрутеры — не панацея, у компании может быть своя специфика, которую рекрутеры со стороны не всегда понимают, а стоимость их услуг может больно ударить по вашему бюджету.
Наконец, при масштабировании компании у руководителя уже не будет возможности проводить собеседования с каждым кандидатом — эту задачу придется делегировать. Пока у нас в компании было меньше 30 сотрудников, мы с партнером интервьюировали каждого лично. Сейчас, когда размер команды составляет уже около полусотни человек, уделить время каждому нереально, поэтому линейных сотрудников собеседуют их непосредственные руководители. Таким образом, топ-менеджеры набирают собственные команды и сами несут ответственность за сделанный выбор, что важно при построении отделов.