Материал раздела Основной
Ольга Лукина
В сентябре в США стартовал судебный процесс над Элизабет Холмс, основательницей стартапа Theranos, которая в течение 12 (!) лет успешно уверяла инвесторов, что создала уникальный диагностический продукт, способный по капле крови и на самых ранних стадиях выявлять рак и другие опасные заболевания.
Инвесторы вложили в идею Холмс больше $1 млрд, сам проект Theranos на пике стоимости оценивался в $9 млрд. Но революции в диагностике не случилось, «чудо-коробочка» оказалась фейком, а самой Холмс, которую называли «Стив Джобс в юбке», теперь грозит 20 лет заключения. Перед нами не банальное мошенничество, а любопытный и весьма показательный социальный феномен.
Когда-то модно было быть космонавтами, теперь — Стивами Джобсами. Холмс, например, судя по данным СМИ, предпочитала черные водолазки, как и ее кумир. Кремниевая долина стала точкой притяжения огромного числа талантливых и амбициозных персонажей и породила многие успешные проекты. Многие, очень многие молодые люди здесь (и впрочем, не только здесь) мечтают повторить и даже превзойти успех Джобса. Но здесь же, как выясняется, рождаются — и реализуются — идеи, в которых нет ничего, кроме невротических амбиций, лжи и безумия.
Огромное число молодых людей, пытаясь подражать иконам бизнеса во всем — начиная от способов ведения бизнеса и заканчивая манерой одеваться, — приходят к банкротству, уголовным делам и личностному краху. В бизнесе, как показал кейс Theranos, нет раз и навсегда готовых рецептов, есть ситуации, выбор и ответственность человека. Учитывая опыт предшественников и современников, стоит все же идти своим путем. Копирование чужого успеха, во-первых, невозможно, во-вторых, бесперспективно и чревато последствиями, в том числе уголовными.