Материал раздела Основной
Игорь Розанов

Воин, титан, эстет: что отличает разные поколения предпринимателей

За 30 лет существования в России рыночной экономики сложилось четыре поколения предпринимателей: титаны, воины, мудрецы и эстеты. Какой стиль управления выбирают представители каждого из них, рассказывает Игорь Розанов, гендиректор «Академии АНД»
Фото: Alex Wong / Getty Images
Фото: Alex Wong / Getty Images

Титаны. Единоличники из 90-х

Бизнес первой волны возник на обломках рухнувшей социалистической экономики. Тогда все ощущали свежий ветер перемен. Полки в магазинах стояли пустыми. Стремительно росло количество криминальных авторитетов и различных преступлений. Чтобы построить бизнес в этой среде и, главное, сохранить его, нужно было уметь «сдвигать земные пласты». Поэтому основатели компаний той поры, безусловно, титаны.

Сами обстоятельства предполагали, что те, кто хочет добиться многого, должны иметь несгибаемую волю, привычку полагаться только на самого себя и вытекающий из этого авторитарный стиль управления. Многие предприниматели, сформировавшиеся в то время, до сих пор принимают большинство решений самостоятельно и практически не делегируют полномочия. Яркие примеры — Андрей Трубников, основатель Natura Siberica, и Борис Александров, производитель сырков «Б. Ю. Александров», до конца державшие штурвал управления своих компаний.

Титаны и совет директоров

Титанам если и нужен совет директоров, то с минимальным набором функций. Они согласятся на его создание, когда другого выхода уже нет, будут долго присматриваться к участникам и, скорее всего, так и не проявят доверия. Если они и отходят от дел, то передают их напрямую наследникам — так, например, сделал Виктор Семенов, владелец агрохолдинга «Белая Дача», — и продолжают опосредованно влиять на бизнес.