Материал раздела Основной
Основная задача, которую ежедневно решают руководители компаний, занимающихся импортом, сводится к выстраиванию эффективных процессов поставки товара от зарубежного производителя до собственного склада. Особенности указанного направления приводят к тому, что организации зачастую обращаются к профессиональным участникам внешнеэкономической деятельности. Это компании, объединяющие в себе функции логистических операторов и таможенных представителей (далее — компании-посредники), которые берут на себя таможенное оформление, логистику, расчеты в иностранной валюте, подготовку специфической документации.
Безусловно, надежный партнер в таких вопросах снимает с руководства массу проблем, так как создавать отдел ВЭД в рамках компании подчас абсолютно нецелесообразно. Однако практика показывает, что финансово-хозяйственные отношения могут быть выстроены (причем как случайно, так и намеренно) и с недобросовестным контрагентом, что, в свою очередь, приводит к серьезным последствиям, в том числе и уголовно-правового характера.
В самом общем виде сущность взаимодействия с компаниями-посредниками сводится к тому, что они осуществляют перевозку товара от иностранного производителя до таможенного поста, производят таможенную очистку груза, после которой товар доставляется на склад конечного покупателя. В данном процессе задействованы различные структуры партнеров (транспортные организации, компании импортеры и т.д.). Однако конечный покупатель, как правило, заключает договор с российским юридическим лицом, также входящим в группу компаний контрагента, у которого и приобретается товар, прошедший таможенную очистку. В стоимость товара, соответственно, включается процент за услуги, оказанные посредниками. Стоит оговориться, что это лишь один из предельно упрощенных вариантов сотрудничества, однако именно он наглядно демонстрирует имеющиеся риски. В подавляющем большинстве случаев к их возникновению приводят два обстоятельства.