Материал раздела Основной

И даже красная икра: какие торговые марки и зачем создают ретейлеры

Еще несколько лет назад СТМ ассоциировались с дешевой и не всегда качественной продукцией, но сегодня под ними выпускают даже красную икру. Анна Жданова из «Утконос Онлайн» объясняет, почему в будущем на такие марки придется до трети ассортимента
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Ретейлеры используют собственные торговые марки (СТМ) как инструмент для решения широкого диапазона задач. Однако все они подчинены одной стратегической цели — завоевать любовь покупателя. В условиях жесткой конкуренции именно лояльность потребителей обеспечивает стабильность бизнеса в долгосрочной перспективе.

Сегодня на рынке представлены товары на любой вкус и кошелек, а благодаря сервисам доставки можно в любой момент заказать их со смартфона. Уже не нужно ехать на другой конец города, чтобы сравнить цены в разных магазинах, достаточно просто ввести название товара в поисковую строку браузера. Риск потерять покупателей заставляет ретейлеров искать решения, которые позволят привлечь и удержать целевую аудиторию. Один из способов выделиться на фоне конкурентов — дифференцировать ассортиментное предложение. Сделать это как раз помогают собственные торговые марки.

В чем преимущества СТМ

За время своего существования СТМ значительно изменились. Ранние собственные торговые марки в основном создавались в FMCG-сегменте, и под ними выпускали так называемые товары первой цены. Они стоили дешевле аналогов, но их качество оставалось приемлемым. Это позволяло потребителям, для которых приоритетным фактором выбора была стоимость товара, быстро ориентироваться в ассортиментном предложении и принимать решение о покупке. Однако в борьбе за лучшую цену ретейлеры думали о качестве лишь во вторую очередь.