РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Голодные онлайн-игры: почему экс-звездам e-commerce приходится выживать

Менеджмент Статьи The Economist
Компании, которые десять лет назад стали пионерами e-commerce, сейчас несут убытки и терпят неудачи при выходе на IPO. The Economist объясняет, что изменилось на рынке онлайн-торговли и у кого теперь есть шанс заработать на нем
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Всего несколько компаний породили целую индустрию. Warby Parker, производитель модных очков для миллениалов, вполне может считаться одной из них. Десять лет назад стартап первым начал продавать свою продукцию напрямую потребителям через интернет. Так компания рассчитывала избежать затрат на офлайн-магазины и отщипнуть долю рынка у крупных компаний, по-прежнему полагающихся на дистрибьюторов и офлайн-ретейлеров.

Тысячи компаний пошли по стопам Warby Parker. Венчурные фонды просто засыпали их инвестициями; сама Warby Parker во время последнего размещения акций привлекла $3 млрд. 24 августа компания решила выйти на биржу, словно проверяя, насколько эта бизнес-модель еще востребована на рынке. Однако акции было решено продать напрямую инвесторам, а не через посредников, как обычно бывает при первичном публичном размещении (IPO). Неделю спустя компания Allbirds, онлайн-продавец кроссовок, заявила, что поступит со своими акциями точно так же.

Однако столь громкий успех — скорее редкость в этой индустрии. И даже выжившие компании оказываются не такими уж прибыльными. Чистые убытки Warby Parker увеличились с $23 млн в 2018 году до $56 млн в 2020-м. Allbirds за прошедшие два года потеряла $40 млн. Производитель матрасов Casper еще должна оправиться от неудачного IPO. После выхода на биржу компанию оценили в $205 млн — это в пять раз меньше, чем ее стоимость до IPO. Из Away, которая продает чемоданы, и Outdoor Voices, торгующей одеждой, один за другим уходят руководители. Что же касается остальных — помешательство на онлайн-шопинге в пандемию, за счет которого рынок e-commerce в первой четверти 2020 года выроc так же, как за последнее десятилетие, не продлится вечно.