После непродолжительного затишья на рынке труда, вызванного пандемией, динамика приема на работу новых сотрудников постепенно стала восстанавливаться. По данным Росстата, в первом квартале 2021 года работу сменили более 2 млн россиян. Многие работодатели столкнулись с необходимостью проводить процесс поиска, отбора и адаптации персонала в новых условиях. Согласно глобальному исследованию PwC в области корпоративной культуры (Global Culture Survey 2021), на первом месте в списке аспектов, которые требуют улучшения в российских компаниях, стоят подбор и удержание талантов.
За последний год российские компании активно реализовывали инициативы для адаптации HR-процессов к экономике минимального контакта (low touch economy) — функционированию в режиме дистанционной работы в виртуальной среде, что подтверждают итоги исследования HR Tech Survey 2021.
Так, например, крупнейшая российская горнодобывающая компания в сотрудничестве с белорусским стартапом разработала корпоративную платформу для обучения и адаптации сотрудников. Платформа дает возможность в режиме онлайн записываться на корпоративные обучающие программы, а также формировать персональный график обучения и адаптации, используя при этом мобильные устройства. Доступ к платформе в режиме удаленной работы получили около 8 тыс. сотрудников.
Еще один пример успешной адаптации показал крупный российский ретейлер: он внедрил информационную систему для отбора сотрудников и разработал чат-бота для их онбординга. Это оказало комплексный эффект на всю компанию в отличие от традиционных оптимизационных инициатив, направленных только на снижение трудозатрат.
Что меняется для кандидата и нового сотрудника компании
Чтобы системно подойти к перестройке процесса набора и адаптации, компаниям необходимо проанализировать два взаимосвязанных аспекта.
1. Путь сотрудника (от англ. employee journey)