Материал раздела Основной
Василий Чекулаев

Дефицит пустого места: почему разразился контейнерный кризис

Несмотря на то что мировой рынок постепенно стабилизируется после пандемии COVID-19, проблема дефицита контейнеров для перевозки грузов пока лишь обостряется. Василий Чекулаев (Coface) — о том, как логистический кризис «разгоняет» инфляцию по всему миру
Фото: Hector Vivas / Getty Images
Фото: Hector Vivas / Getty Images

На сегодняшний день в мире насчитывается порядка 170 млн контейнеров. В них перевозится примерно 90% от всех товаров мира — то есть почти все товары и материалы, которые мы видим и покупаем ежедневно, однажды побывали внутри контейнера, путешествуя до точки назначения по морю, земле или воздуху. Некоторые экономисты сравнивают контейнерные перевозки с кровоснабжением глобального рынка, которое насыщает кислородом — всевозможными товарами — огромный организм мировой экономики.

И вдруг в 2020 году размеренное дыхание мирового рынка стало сбиваться на тяжелую одышку — кислорода, то есть товаров, было достаточно, зато средства для их транспортировки внезапно оказались в большом дефиците. Некоторые производители начали бить тревогу еще в конце зимы, предупреждая, что им придется повысить стоимость товаров из-за подорожания контейнерных перевозок в условиях повсеместной нехватки пустых контейнеров.

Действительно, с ноября 2020 года по январь 2021-го стоимость транспортировки стандартного 40-футового контейнера из Азии в Европу выросла с $2 тыс. до $9 тыс. По состоянию на конец августа средняя цена транспортировки контейнера по восьми основным транспортным маршрутам между Востоком и Западом составляла $9,6 тыс. Производители закладывают возросшую стоимость контейнерных перевозок в стоимость продуктов для конечных потребителей, поэтому дефицит контейнеров повышает темпы инфляции по всему миру.

Каникулы без шопинга: компании из Европы и США опасаются предновогоднего дефицита товаров