Как меняется логистика безотходного магазина
В последние годы деятельность предприятий розничной торговли претерпела значительные изменения, ключевые из которых:
- переход к покупкам в онлайн-формате, что можно считать отражением цифровизации общества;
- стремление к бережливому потреблению;
- экологизация потребления, что выражается как в стремлении к минимизации вреда для окружающей среды, так и в желании потребителей приобретать экологически чистые продукты.
Бережливое потребление явилось стимулом к созданию нового типа магазинов — безотходных. Концепция безотходного розничного магазина предполагает продажу всех товаров без упаковки, т.е. на развес в тару, которую потребитель приносит с собой.
Главными недостатками являются существенные временные затраты, связанные с необходимостью самостоятельной упаковки товара и поддержанием тары в пригодном состоянии.
Изначально данная концепция была нишевой, т.к. предполагала работу с целевой аудиторией, заинтересованной в минимизации вреда, наносимого окружающей среде, но с течением времени целевая аудитория расширилась благодаря высокому качеству реализуемой продукции. Эксперты прогнозировали дальнейшее развитие безотходной розничной торговли, но в условиях пандемии эти прогнозы не оправдались, поскольку отсутствие упаковки повышает риск контактов и заражения, что отталкивает потенциальных и постоянных покупателей. Кроме того, безотходные магазины не предлагают онлайн-продажи товаров с доставкой.
Следует рассматривать два варианта роста безотходных магазинов в условиях пандемии:
- реорганизацию обслуживания на территории магазина;
- открытие доставки.