РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Как меняется логистика безотходного магазина

Логистика Статьи Издательский дом «Гребенников»
Безотходные магазины стали ответом на желание потребителей минимизировать вред, наносимый окружающей среде. Но из-за пандемии концепция требует обновления. Как сохранить идею бережливого потребления и выйти в интернет, знает эксперт ИД «Гребенников»
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

В последние годы деятельность предприятий розничной торговли претерпела значительные изменения, ключевые из которых:

  • переход к покупкам в онлайн-формате, что можно считать отражением цифровизации общества;
  • стремление к бережливому потреблению;
  • экологизация потребления, что выражается как в стремлении к минимизации вреда для окружающей среды, так и в желании потребителей приобретать экологически чистые продукты.

Бережливое потребление явилось стимулом к созданию нового типа магазинов — безотходных. Концепция безотходного розничного магазина предполагает продажу всех товаров без упаковки, т.е. на развес в тару, которую потребитель приносит с собой.

Главными недостатками являются существенные временные затраты, связанные с необходимостью самостоятельной упаковки товара и поддержанием тары в пригодном состоянии.

Изначально данная концепция была нишевой, т.к. предполагала работу с целевой аудиторией, заинтересованной в минимизации вреда, наносимого окружающей среде, но с течением времени целевая аудитория расширилась благодаря высокому качеству реализуемой продукции. Эксперты прогнозировали дальнейшее развитие безотходной розничной торговли, но в условиях пандемии эти прогнозы не оправдались, поскольку отсутствие упаковки повышает риск контактов и заражения, что отталкивает потенциальных и постоянных покупателей. Кроме того, безотходные магазины не предлагают онлайн-продажи товаров с доставкой.

Следует рассматривать два варианта роста безотходных магазинов в условиях пандемии:

  • реорганизацию обслуживания на территории магазина;
  • открытие доставки.

Реорганизация обслуживания