Интеллигентный провал: что погубило шведский бренд автомобилей Saab
«Водители Saab, если вы не знали, интеллектуалы. Это университетские профессора, журналисты и те, кто работает на общественном радио (многие водят тот же Saab, что и в студенческие годы). Хотя они начитанные и разбираются в разных сортах сыра, в жизни у них часто все наперекосяк. Либо они слишком много пьют (только вино), либо они на грани развода, потому что нашелся кто-то, кто не так депрессивен, или не так критично настроен к миру, или все сразу» — так описывала типичного владельца автомобиля Saab газета The Los Angeles Times.
Хотя в этом портрете много гротеска и иронии, его суть соответствует действительности. Шведскому автомобильному бренду Saab во второй половине XX века удалось завоевать сердца интеллигентов из среднего класса и обрести сплоченное сообщество преданных поклонников. И тем более странной и нелепой кажется дальнейшая судьба компании, прекратившей свое существование в 2011 году. Пожалуй, это тот редкий случай, когда любовь потребителей оказалась роковой, а союз с крупнейшим игроком в отрасли — губительным.
От самолетов до автомобиля для «бывших хиппи»
Svenska Aeroplan Aktiebolaget, или Saab, как она позднее станет известна во всем мире, была основана в шведском Тролльхеттане в 1937 году. Компания была создана по инициативе властей и изначально занималась производством авиатехники: над Европой нависла угроза новой войны, и Швеция начала в спешном порядке укреплять свой военно-воздушный флот. Однако к концу Второй мировой было очевидно, что спрос на военную технику вскоре упадет и фирме нужно было диверсифицироваться. Поэтому в 1944 году Saab выделила 200 тыс. шведских крон на разработку «Проекта 92» — своего первого легкового автомобиля. И уже в 1949 году в производство была запущена первая модель, Saab 92, которую также называли Ur-Saab — «оригинальный Saab».