Материал раздела Основной
Руководители регулярно сталкиваются с управленческими дилеммами, верное решение которых неочевидно, а достижение одной цели конфликтует с другой. Представьте, например, что для вашей компании жизненно важен прорыв, но спасение бизнеса означает, что коллективу придется перерабатывать и люди начнут выгорать, увольняться и уходить на больничные. И вероятно, вы рискуете потерять по разным причинам самую усердную часть своей команды.
Как найти выход в неопределенности? Только договорившись о собственной этической норме в ходе командной сессии и откровенно обсудив с коллегами похожие кейсы. В таких случаях главным ориентиром становятся общие ценности, а главным управленческим грехом — допустить расхождение в них.
Давайте вспомним скандал вокруг Volkswagen, когда глава группы Мартин Винтеркорн, один из самых авторитетных людей мира по версии Forbes, подал в отставку. На выпускаемых его концерном авто было установлено ПО, которое позволяло в десятки раз занижать показатели выброса вредных веществ. Внутреннее расследование показало, что об «уловке» знала небольшая группа людей в концерне. Однако сама практика внедрять такие «жучки» для прохождения экологических тестов не являлась конкретно их ноу-хау. Эксперт по автомобилестроению Джек Юинга в книге «Быстрее, выше, дальше: Volkswagen-скандал» объяснил мотивацию менеджеров «стремлением достичь нереалистичных целей любой ценой». По его словам, такие ситуации объяснимы, «если топ-менеджеры не устанавливают четких стандартов поведения и пренебрегают социальными нормами».
Итак, для команды важно было добиться результатов во что бы то ни стало. В противном случае ее ожидали бы «драконовские последствия». Менеджеры нашли решение в «жучке», который менял настройки во время экологических тестов. Они поступили так, потому что сочли именно это действие правильным в контексте решения своей задачи. Винтеркорн утверждал, что не знал об этом. Более того, он признался, что сам не может поверить, что «ошибки такого масштаба могли быть допущены в концерне».
В 2021 году он согласился выплатить около €10 млн Volkswagen, чтобы компенсировать ущерб, нанесенный управленческими промахами своих людей.
Неэтичное проорганизационное поведение — действия, которые направлены на продвижение организации, но предпринимаются в ущерб законам, порядку или стандартам поведения и причиняют вред ее репутации и интересам.