Материал раздела Основной
В 2016 году ФНС внесла поправки в закон о применении контрольно-кассовой техники (ККТ; Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Всех предпринимателей и юрлиц, за исключением освобожденных, обязали постепенно перейти на онлайн-кассы и подключиться к оператору фискальных данных (ОФД). Онлайн, потому что ОФД передает данные с кассы в налоговую инспекцию в режиме реального времени.
Главная задача реформы — сделать рынок прозрачнее. Налоговому ведомству удобно моментально отслеживать операции и сверять суммы в чеках с налоговой отчетностью. При этом ККТ и кассовые сервисы призваны не только контролировать бизнес, но и избавить их владельцев от рутины. Так, в личном кабинете ОФД и в товароучетном сервисе можно проверить выручку, спланировать заказ новых товаров, автоматически выгрузить отчеты о продажах для бухгалтера и многое другое.
Новые требования коснулись и покупателей. Закон обязал продавцов по запросу отправлять электронный чек клиенту на почту или по номеру телефона (п. 2 ст. 1.2 Закона 54-ФЗ). Благодаря этому потребители могут найти цифровые чеки в специальном сервисе ФНС, чтобы не хранить бумажные. А еще все чеки легко проверить на достоверность, например на сайте ОФД.
Изначально налоговики планировали провести реформу за три года, с 2017-го по 2019-й. Но малый бизнес оказался не готов к скорым переменам, поэтому правительство одобрило двухлетнюю отсрочку для ИП без сотрудников. В итоге реформа длилась пять лет.
Подключение проходило волнами в зависимости от вида деятельности, системы налогообложения и наличия сотрудников. Кто подключался и когда: