РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Как сеть «Ёбидоёби» отбивала атаку «Мужского государства». Взгляд изнутри

IT Статьи Сеослон
28 августа суши-сеть «Ёбидоёби» вынудили извиниться за рекламу с моделью африканского происхождения: из-за нее союз «Мужское государство» провел настоящую кибератаку на компанию. Как это было и можно ли такое предотвратить — рассказывает эксперт
Совладельцы суши-сети «Ёбидоёби» Константин Зимен и Дмитрий Прадед
Совладельцы суши-сети «Ёбидоёби» Константин Зимен и Дмитрий Прадед (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Наша компания около года занимается SEO-продвижением сети «Ёбидоёби». Несколько дней назад я зашла в офис и мне сообщили, что на этого клиента фактически напали: их атаковали по разным цифровым каналам сразу. Как исполнители мы оказались внутри ситуации и разбирались с последствиями.

Напомню: 24 августа лидер неофициального объединения «Мужское государство» Владислав Поздняков опубликовал фото рекламы «Ёбидоёби» с темнокожим парнем в окружении девушек в телеграм-канале. Он призвал подписчиков оставлять негативные отзывы на фирму, делать у нее заказы и не оплачивать их.

После этого в сообщество «Ёбидоёби» «ВКонтакте» пришли комментаторы с обвинениями в «пропаганде мультикультурализма», а компания действительно столкнулась с отказами оплачивать сделанные заказы.

С 26 августа сайт «Ёбидоёби» начал подвергаться DDoS-атакам. Сторонники «Мужского государства» также стали массово писать негативные комментарии о «Ёбидоёби» в сервисах отзывов и на онлайн-картах в Яндексе и Google. Кроме того, в телеграм-канале Позднякова был опубликован личный номер Константина Зимена, одного из основателей сети. На него начали поступать звонки с угрозами.

Под рекламным постом с темнокожим парнем пользователи соцсетей угрожали девушкам-моделям и предлагали им уехать из страны. Подобных комментариев сотни — они копились несколько дней. В итоге администраторы сообществ компании в соцсетях закрыли пост с извинениями, однако комментаторов это не остановило и они перешли в личные сообщения. Константин Зимен рассказал, что ему и моделям угрожали убийством.

Перешли на «Тануки» и «Яндекс»

Предприниматель получал по несколько вызовов от телефонных ботов в минуту на протяжении дня. То же позже произошло с партнером Константина, Дмитрием Прадедом, когда Поздняков выложил в Telegram и его номер тоже. Обоим бизнесменам стали поступать звонки и сообщения с угрозами убийства, а номер Зимена зарегистрировали на десятках сайтов.

В итоге им пришлось удалить фото и принести извинения за эту рекламу. Интересный нюанс: по подсчетам предпринимателя, о том, что на них нападают, в СМИ потом вышло 30 статей, а о том, что извинились — 150. Сегодня Константин недоумевает, под чьим прикрытием работает «Мужское государство», если может себе позволить такой уровень оскорблений и вредительства.

30 августа лидер «Мужского государства» попытался пойти дальше и выдвинул требование «Яндекс Еде» до вечера 31 августа удалить другую сеть доставки суши, «Тануки», из списка своих поставщиков. По схожему поводу. Он пригрозил, что если приложение «Яндекса» продолжит работать с «Тануки», то с «левыми» заказами столкнутся и другие заведения подобного типа.

Но уже вечером того же дня Поздняков остановил борьбу с «Яндексом». Он заявил своим подписчикам, что провел разговор с «очень известным человеком» и призвал не предпринимать никаких действий против «Яндекса» и его сервисов.

Что происходит с работой компании и ее продвижением в интернете, когда такое случается?

С точки зрения SEO и технической стороны работы сайта сегодня уже все в порядке. Во время атак, разумеется, были постоянные перебои. Позиции в рейтинге у сайта в итоге не ухудшились, сайт устоял. Его посещаемость — даже выросла. Однако активисты уронили рейтинг сети на всех картах — Google, «Яндекс» — до 1. Там появилось сотни негативных отзывов.