Материал раздела Основной
Дмитрий Борисов

Агония гипермаркетов: что придет на смену большим форматам

Мощная волна электронной коммерции и смены потребительских форматов полностью изменит российский ретейл. Труднее всего придется гигантам, владеющим гипермаркетами. Cооснователь ReRooms — о том, что придет на смену традиционным поездкам в молл за городом
Фото: Fiona Goodall / Getty Images
Фото: Fiona Goodall / Getty Images

Динозавры этого еще не заметили, но астероид уже прилетел. Все крупные гипермаркеты еще до пандемии начали фиксировать снижение трафика, пандемия лишь усилила отток покупателей. Российское подразделение «Ашан» в 2020 году зафиксировало убыток по РСБУ в 4,8 млрд руб., и дело не только в коронавирусе. Выручка и прибыль падали у сети последние годы: так, в 2018 году выручка упала на 8,5%, в 2019 году — на 13%. X5 Group собирается трансформировать и закрывать гипермаркеты «Карусель», поскольку «не сильно верит в этот формат», заявил Андрей Васин, начальник управления корпоративных финансов и связей с инвесторами X5 Group.

Смена парадигмы

Это уже происходит за рубежом. На крупнейшем в мире рынке продуктов питания — в Китае — доля гипермаркетов в общих продажах неуклонно снижается, свидетельствуют данные исследования IGD.com и DaxueConsulting. Среднегодовой темп прироста продаж в гипермаркетах составляет 2,3% против 31% в онлайн-магазинах.

Теперь невидимая рука рынка дотянулась и до лидеров DIY рынка и мебели. Крупнейший розничный продавец мебели и товаров для дома Bed Bath & Beyond (около 1,4 тыс. магазинов и гипермаркетов) отчитался о падении продаж на 17% в 2020 году (на 7% — в 2019 году, на 2,5% — в 2018 году). И это не только последствия пандемии, но и результат усилившейся конкуренции со стороны Amazon Home и Wayfair. В конце 2019 года крупнейший DIY игрок сингапурского рынка Home-Fix объявил о ликвидации 23 своих магазинов.

Ретейлеры за рубежом понимают, что закрытие гипермаркетов и потеря доли рынка не ошибки менеджмента в отдельных компаниях, а тенденция, поэтому ищут новые форматы взаимодействия с покупателем. Гиганты рынка DIY — Home Depot, Lowe’s в США и Kingfisher’s в Великобритании — лихорадочно запускают программы цифровой трансформации. У них рост онлайн-продаж компенсирует соответствующее падение офлайн-выручки. Кроме этого, они внедряют технологию Pick-up in Store, по сути превращая свои гипермаркеты в складские площади по сбору клиентских заказов.

По пути трансформации пошли и в IKEA.