Материал раздела Основной

Пять когнитивных искажений, которые мешают бизнесу построить бренд

Если заказчик придирается к цвету логотипа и верит, что брендинг поднимет продажи его компании за пару месяцев, то он стал жертвой когнитивных искажений. Роман Пустовойт (Human Code) — о том, чем это грозит всему проекту и как избежать подобных ошибок
Фото: Tim Gouw / Pexels
Фото: Tim Gouw / Pexels

Эвристика доступности

«Нет, у нас в индустрии так не принято. Ваш вариант слишком сильно отличается от брендов конкурентов».

ChatGPT: как превратить нейросеть в помощника
Интенсивы 3 дня

Почему возникает

Еще в конце 1970-х группа американских психологов во главе с Сарой Лихтенштайн провела исследование, чтобы определить, какие причины смерти считаются наиболее частыми и как это соотносится с реальной статистикой. Результаты одного из экспериментов показали, что респонденты уверены: торнадо убивают больше людей, чем астма. На самом деле ежегодно погибших от этой болезни в 20 раз больше, чем от торнадо.

Но почему опрошенные так переоценили опасность стихийного бедствия? Все дело в том, что в СМИ больше внимания уделяют смертям от масштабных катастроф или необычных явлений, тогда как новости про умерших в загрязненном мегаполисе от астмы выпускают очень редко. В нашем представлении чаще случается то, о чем мы постоянно слышим.

Такую ошибку называют эвристикой доступности, и она мешает оценивать риски, в том числе и в бизнесе. Вы разбираетесь в своем рынке, ежедневно наблюдаете за тем, что делают конкуренты. Устоявшееся положение вещей кажется правильным и единственно возможным. Но это не так.

Чем это грозит