РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Инвестиции

Далеко поедет: почему рынок шеринга транспорта интересен для инвесторов

Инвестиции Статьи McKinsey
За десять лет инвестиции в игроков рынка шеринга транспорта превысили $100 млрд. На автопроизводителей пришлось всего 4% от этой суммы. Перспективы рынка огромны. Кроме того, его может сильно преобразить развитие беспилотников, уверены в McKinsey
Фото: Robert Cianflone / Getty Images
Фото: Robert Cianflone / Getty Images

Пять фактов о рынке шеринга транспорта, которые могут вас удивить.

  • Каждый день люди заказывают на двух самых крупных электронных платформах для вызова такси более 40 млн поездок.
  • Большая часть (90%) потребительских расходов на совместно используемый транспорт в мировом масштабе приходится на электронные услуги заказа такси.
  • Если судить по количеству поездок, то за четыре года электронные сервисы вызова такси стали популярнее почти втрое, а средства микромобильности всего за год показали более чем двукратный прирост.
  • Доля автопроизводителей в общем объеме инвестиций в совместно используемый транспорт составляет всего 5%.
  • Более 60% потребителей готовы совершить совместную поездку с незнакомым человеком, если ее стоимость при этом снизится, а время в пути увеличится менее чем на 15% (показал опрос McKinsey в 2020 году).

Семь видов совместно используемого транспорта

Мы выделяем на рынке шеринга транспорта семь сегментов*.

1. Онлайн-сервисы заказа такси

Пользователи электронных сервисов заказа такси могут вызвать машину по нужному адресу с помощью мобильного приложения или смартфона. Водитель приезжает за пассажиром и отвозит его по месту назначения, причем в некоторых регионах для такой деятельности даже не требуется лицензия.

2. Маятниковые перевозки (выполняются по одним и тем же маршрутам) и шеринг такси через онлайн-сервисы

Пользователи вызывают автомобиль с мобильного устройства и совершают поездки вместе с другими пассажирами. Водитель забирает пассажиров в определенных точках маршрута и отвозит их к местам высадки по пути следования.

3. Каршеринг

Компания предоставляет клиентам автомобили на более короткое время, чем при обычной аренде. Как правило, услуга оказывается в пределах ограниченной территории. Есть две модели шеринга — со станциями аренды (когда автомобиль нужно вернуть в определенное место) и без них (когда машину можно взять в любой точке и оставить где угодно).

4. Аренда и шеринг частных автомобилей

Владелец автомобиля за определенную плату предоставляет свое транспортное средство другим водителям. В рамках второй модели автовладелец за вознаграждение берет с собой попутчиков. Обычно такие поездки совершаются на большие расстояния.

5. Шеринг средств микромобильности

Очень легкие транспортные средства, в частности велосипеды и самокаты, которые за некоторую плату может арендовать любой желающий. Используются две модели проката — со станциями и без них.

6. Воздушный транспорт

Летающие такси (на электротяге или новых источниках энергии) перевозят людей по воздуху между специальными площадками. Полеты совершаются под управлением пилотов или в полуавтономном режиме.

7. Такси-роботы и шаттлы

Такси-роботы и шаттлы решают те же задачи, что и современные электронные и обычные сервисы заказа такси, но вместо водителя-человека в них применяются технологии беспилотного вождения. В исследования и разработки подобных решений инвестируют многие компании, включая стартапы, причем не только в автомобильной промышленности, но и в таких отраслях, как транспортный сектор, высокие технологии, разработка ПО и т.д. Сегодня 40–50% той суммы, которую пассажиры отдают за поездку, приходится на оплату труда водителя.

Что представляет собой рынок шеринга транспорта

В 2019 году объем мирового рынка шеринга транспорта достиг $130–$140 млрд. Именно столько составили потребительские расходы на эти цели в международном масштабе. Наибольшая доля — более 90%, или от $120 млрд до $130 млрд, — пришлась на онлайн-сервисы заказа такси.

Каршеринг и аренда автомобилей у частных лиц в совокупности занимают менее 10% рынка. Это означает, что людям удобнее пользоваться онлайн-сервисами. Клиенты таких сервисов в ходе поездки могут заниматься своими делами и могут быть избавлены от необходимости искать парковку.

Фото:РБК
Фото: РБК

На инфографике видно, что в 2016–2019 годах на рынке шеринга транспорта явно преобладали электронные сервисы заказа такси: за эти четыре года количество поездок утроилось.

Арендуемые средства микромобильности продемонстрировали еще более уверенную динамику: до 2017 года службы проката электросамокатов были почти незаметны на рынке, но в 2018 и 2019 годах развитие этой категории сильно ускорилось. Так, до 2017 года клиенты крупнейших игроков в этом сегменте ежегодно совершали менее 1 млн поездок, а в 2019 году этот показатель превысил 160 млн. По нашим прогнозам, к 2030 году расходы потребителей на средства микромобильности (если учитывать личные и совместно используемые средства) могут достичь $300–500 млрд. Это в три-четыре раза больше нынешнего объема рынка электронных сервисов заказа такси. По мере спада пандемии и возвращения деятельности в обычное русло показатель может вырасти еще существеннее.

Фото:РБК
Фото: РБК

Фото:РБК
Фото: РБК

Какие сегменты привлекают инвесторов

С 2010 года объем инвестиций в игроков рынка шеринга транспорта превысил $100 млрд. При внимательном рассмотрении выясняется, что в этих игроков активнее всего инвестируют отнюдь не производители автомобилей. С 2010 года примерно 72% от общего объема вложений, о которых публично известно, пришлось на прямые и венчурные инвестиции. Это означает, что ставка делается не на укоренившиеся и уже устойчивые бизнес-модели, а на перспективные направления. На втором месте по объему вложений находятся технологические компании — их доля достигает 21%. Инвестиции автопроизводителей составляют всего 4%.

Фото:РБК
Фото: РБК

Фото:РБК
Фото: РБК

Одна из причин сдержанности, которую традиционные игроки автомобильного рынка проявляют в этом вопросе, может быть связана с тем, что совместно используемый транспорт грозит подорвать их основной вид деятельности. Некоторые автопроизводители попытались ответить на этот вызов, запустив собственные проекты, вместо того чтобы инвестировать в сторонние новые фирмы. Это означает, что их образ мышления меняется: если раньше они хотели только продавать машины, то теперь думают об оказании услуг на рынке шеринга транспорта — даже притом что это новое направление может сильно потеснить их основной бизнес по продаже автомобилей частным лицам.

Онлайн-сервисы заказа такси

Объем инвестиций в развитие электронных сервисов заказа такси превышает $95 млрд. Примерно половина от этой суммы приходится на трех крупнейших международных игроков рынка. Основная бизнес-модель участников рынка предполагает получение доступа к водителям и клиентам (без использования активов), а отнюдь не формирование таксопарков и эксплуатацию транспортных средств. И похоже, что инвесторам такой подход по душе. Однако для них это ставка на будущее. Одним из факторов, способных кардинально преобразить рынок онлайн-сервисов заказа такси, может стать развитие такси-роботов и шаттлов. Это связано с тем, что затраты на их эксплуатацию, вероятно, будут ниже, чем на оказание услуг с участием водителей. Инвесторы ожидают момента, когда игроки отрасли поставят технологию беспилотного вождения на коммерческие рельсы и добьются прибыльности в широком масштабе.

Велосипеды и самокаты

На рынке шеринга средств микромобильности продолжается рост и быстро ускоряется инвестиционная деятельность. Сервисы аренды электросамокатов масштабно вышли на различные рынки только в 2017 году, но поставщики услуг микромобильности уже привлекли более $9 млрд. В этом отношении их опередили только игроки в секторе электронных сервисов заказа такси.

Каршеринг

А вот инвестиции в рынок каршеринга довольно невелики, если сравнивать их с вложениями в электронные сервисы заказа такси. Их объем составляет около $3 млрд. С одной стороны, некоторые автопроизводители развивают услуги каршеринга своими силами — формируют собственный парк машин, получая преимущества с точки зрения операционных затрат. С другой стороны, меньший объем инвестиций отражает особенности развития рынка.

Количество поездок в сегменте каршеринга осталось относительно небольшим, но люди стали почти втрое чаще пользоваться онлайн-сервисами заказа такси. Кроме того, многократно выросло количество поездок на электросамокатах. Это означает, что расширение предприятий, у которых мало активов (будь то сервисы микромобильности, электронные службы заказа такси и т.п.), требует намного более скромных вложений, чем при крупном объеме активов (характерном, например, для служб каршеринга).

Такая динамика указывает и на некоторые проблемы, хорошо известные потребителям услуг каршеринга, но не возникающие при онлайн-заказе такси. В частности, клиенту приходится самостоятельно управлять автомобилем в дорожных пробках, определять местоположение транспортного средства и идти к нему, а также искать парковку в пункте назначения.

Воздушный транспорт

Самое быстрое ускорение инвестиционной активности наблюдается в сегменте перспективных средств воздушной мобильности, особенно летающих такси: за последние два-три года здесь произошел резкий подъем, и суммарный объем инвестиций по состоянию на июнь 2021 года превысил $8 млрд. Причем этот капитал в большей степени концентрируется в руках всего нескольких игроков, поэтому они вполне могут получить финансовые возможности воплотить в жизнь проекты инновационных средств воздушного транспорта в течение следующих десяти лет.

Некоторые крупные игроки рынка уже превзошли традиционные автомобильные компании по оценочной стоимости. Выше всего сегодня оцениваются фирмы, лидирующие на мировом рынке онлайн-сервисов заказа такси. Они не отстают от крупнейших автопроизводителей и даже превосходят по рыночной капитализации давно существующие автокомпании в Германии. Оценки стоимости компаний, сдающих в аренду средства микромобильности, значительно ниже, но они растут с большим ускорением, а некоторые фирмы за считаные годы перешагнули рубеж в $1 млрд.

Кто потребители

Самым популярным видом транспорта почти во всех странах остаются личные автомобили. Как показал международный опрос, на личных автомобилях как минимум раз в неделю ездят 67% респондентов, а на общественном транспорте — 38%. Наименьшей популярностью среди потребителей в среднем пользуется каршеринг — на это указывает сравнительно небольшое количество поездок в данном сегменте. В Бразилии, Китае и США наиболее востребованы электронные сервисы заказа такси. Так, в Китае эти услуги хотя бы еженедельно используют 90% опрошенных потребителей.

Участники опроса отметили: они ездят на совместно используемом транспорте прежде всего потому, что это очень удобно. Именно поэтому на рынке сегодня доминируют онлайн-сервисы заказа такси. Наибольшее значение для потребителей имеют такие характеристики совместно используемого транспорта, как конкурентоспособная цена, физическая доступность и безопасность (последняя, вероятно, отмечается потому, что на результаты нашего опроса, проведенного в конце 2020 года, повлияла пандемия COVID-19). В частности, физическая доступность может стать одним из важных толчков к тому, чтобы владельцы личных автомобилей в долгосрочной перспективе предпочли им совместно используемый транспорт. Например, в Германии потребители считают эту характеристику наиболее важной.

Если рассматривать самый важный сценарий использования транспорта — поездки из пригородных районов в города и обратно, в таких случаях люди в целом, особенно в США, отдают предпочтение личным автомобилям. В Китае же доля таких потребителей сравнительно невелика — скорее всего, это объясняется неравномерным распределением личных автомобилей среди населения. Если бы каждому человеку были доступны все виды транспорта, то 33% китайских респондентов предпочли бы совместно использовать транспорт при поездках из пригородных районов в города и обратно. Личные транспортные средства в этой статистике оказались бы на втором месте.

Рассуждая о перспективных видах транспорта, участники опроса отметили, что они не против пользоваться такси-роботами. При этом более половины готовы для этого сдать личный автомобиль по программе трейд-ин, а 7% даже согласны нести более высокие расходы, чем при владении своей машиной. Наибольшую готовность в будущем перейти на такси-роботы и шаттлы выразили респонденты в Бразилии и Китае.

Потребители проявляют интерес и к летающим такси — в основном потому, что такой транспорт позволит им сократить время в пути.

Прогноз развития

Наш прогноз до конца 2030 года таков: когда новые виды мобильности, например такси-роботы или летающие такси, действительно войдут в нашу жизнь, рыночный потенциал прочих разновидностей совместно используемого транспорта сократится и серьезно изменится или как минимум останется стабильным. Это будет зависеть от особенностей развития нормативной базы — например, городские власти могут вводить ограничения на владение личным автомобилем или лишать собственников стимулов иными способами. Важную роль сыграет и развитие технологий, в частности готовность технологии беспилотного вождения. Наконец, существенным фактором станет то, как различные новшества примут потребители.

* Под наше определение совместно используемого транспорта попадают и арендуемые автомобили, и традиционное такси, и общественный транспорт. Однако эти виды мобильности уже прочно устоялись, а в этой статье мы прежде всего рассматриваем новые и зарождающиеся категории.