Материал раздела Основной
Андрей Тенишев
В последнее время стало общим местом предрекать рост цен на самые разнообразные товары: чай, кофе, бананы, бытовую технику и т.д. Все они, несмотря на разницу в производителях, странах происхождения, предназначении, объединены одним качеством — их доставляют в контейнерах по морю. И именно это, а не извержения вулканов и неурожаи — ключевое в определении конечной цены. Это же — и одна из главных причин нарастающей ценовой паники.
Сегодня около 80% товаров в мире доставляется по морю. А ситуация на рынке контейнерных морских перевозок с каждым днем только усугубляется. Так, если к началу 2021 года цены на эти услуги в отдельных случаях выросли до 800% по отношению к 2019 году, то с января этого года ставки фрахта стали расти еще больше. К примеру, если ранее цена за 40-футовый контейнер составляла в среднем $2000, то начиная с ноября 2020 года она выросла в среднем до $10 000 (местами доходила и до $16 000) для импорта из стран Юго-Восточной Азии в порты России.
Только в июне 2021 года тарифы на маршруте из Шанхая в Роттердам (Нидерланды) выросли в среднем на 534% по сравнению с прошлым годом. На пике рост цен превышал 1000%.
Ставки на контейнерные перевозки из Китая в Европу достигли $11 352,33 за контейнер — это максимум с 2017 года. Drewry World Container Index, отслеживающий ситуацию на рынке морских перевозок между США, Европой и Азией, в последние месяцы растет в среднем на 1% в неделю. При этом практически повсеместно спрос не обеспечен предложением, и часто грузовладельцы не имеют возможности отправить груз, даже соглашаясь с таким фрахтом.
Как случилось, что этот рынок стал законодателем мировых цен?