Материал раздела Основной

Alibaba vs Amazon: оцениваем маркетплейсы для выхода на китайский рынок

Верная модель выхода на китайский рынок кратно увеличивает продажи компании. Одна из них — размещение на маркетплейсах, работающих в Китае. Разумеется, речь об Alibaba и Amazon. Их особенности и различия раскрывает Олег Ремыга (бизнес-школа «Сколково»)

Модели монетизации

Принципиальные отличия цифровых империй Alibaba и Amazon определяются их моделями монетизации. Основатель Alibaba в одном из своих интервью сравнил Amazon c «империей, которая сама все контролирует, покупает и продает». Alibaba же является экосистемой, которая дает возможность любому продавцу стать Amazon.

Действительно, во-первых, Amazon перепродает товары напрямую конечным потребителям с небольшой наценкой. При этом компания владеет собственными складами и цепочками поставок. Во-вторых, Amazon предоставляет свою платформу другим розничным торговцам для продажи своих товаров. Размещение на площадке остается бесплатным.

Обычно товары розничных партнеров отличаются от номенклатуры перепродаваемых Amazon товаров — они более дорогие, редкие или, например, имеют длинный цикл продажи. Это выгодно для Amazon, в противном случае компании пришлось бы держать такие товары самой на складе, что повлечет за собой дополнительные расходы. Кроме того, Amazon получает комиссию от цены продажи товара розничного партнера.

Дополнительным источником монетизации здесь также является подписка Amazon Prime. Годовая подписка, которая дает ряд привилегий клиентам: быструю доставку, специальные цены, доступ к музыкальным и видеосервисам. Не стоит забывать про книжный и цифровой бизнес Amazon — устройства для чтения электронных книг Kindle и все, что с ними связано.

Alibaba же работает как классический маркетплейс, являясь посредником между покупателями и продавцами, не владея складами и цепочками поставок. Для представителей малого и среднего бизнеса размещение на платформе Taobao бесплатно.

Монетизация осуществляется за счет продвижения товара в Сети и онлайн-рекламы. Компания Alimama, которая является частью экосистемы Alibaba, как раз отвечает за подобные услуги. Она занимает около 33% рынка онлайн-рекламы Китая и генерирует до 60% годовой выручки Alibaba Group.

Для компании Alibaba финансовые услуги являются важной частью бизнеса. Собственная платежная система Alipay доминирует на рынке Китая и активно распространяется в других странах. Финтех-проект Ant Finance, который начинался как площадка для предоставления микрозаймов малому и среднему бизнесу, разросся до финансового гиганта с собственным банком, системой оценки кредитоспособности общей стоимостью более $34 млрд. Правда, в 2020 году компании пришлось приостановить свое IPO из-за изменений в правилах регулирования финансово-технологической сферы КНР и претензий со стороны китайского регулятора.

Отношение к персональным данным